Генри Кавиллу, кажется, не суждено сыграть Агента «007». Однако британцу досталась роль человека, ставшего одним из прототипов Джеймса Бонда, да еще и под крылом острого на язык мэтра режиссуры. «Министерство» должно было стать экшн-комедией мечты с сарказмом и веянием работ Тарантино. Но, похоже, Гаю пора отдохнуть.
1942 год. Великобритания едва сдерживает авиаудары Третьего рейха и нуждается в союзнике в лице США. А в Атлантике рыщут немецкие подлодки, сбивающие все поставки Союзников. Чтобы расчистить путь американским солдатам, Уинстон Черчилль решает подорвать поставки флота нацистов, нанеся удар в их тылу.
Действовать силами армии не получится, ведь база снабжения находится на территории Испании. Поэтому для задания привлекается усатый Генри Кавилл в лице опального майора Гаса Марч-Филлипса и его отряд самоубийц команда. Им предстоит тайно проникнуть на вражескую землю и остановить фашистов.
Соратников Филлипс нашел разносторонних: взрывотехник Фредди Альварес (Генри Голдинг), моряк Генри Хейс (Хиро Файнс Тиффин), датский Рэмбо - Андерс Лассен (Алан Ричсон), и опытный стратег Джеффри Эпплярд (Алекс Петтифер). На берегу их ждут засланные агенты: Херон (Бабс Олусанмокун) и обольстительница Марджори (Эйса Гонсалес). Первому придется расчистить берег перед высадкой ударной группы, а второй - очаровать фашистского коменданта Генриха Люра (Тиль Швайгер, которого, кажется, перед каждым дублем заставляли съесть лимон).
В основу фильма легла документальная книга Дэмиэна Льюиса «Министерство неджентльменских дел: как тайные воины Черчилля подожгли Европу и породили современные теневые операции» и описанная в ней миссия «Почтмейстер», от которой на экране остались лишь имена и даты. И хотя герой Кавилла вдохновил Яна Флеминга на создание главного мирового шпиона, Джеймса Бонда, при просмотре возникают ассоциации отнюдь не с бондианой.
Скажем сразу: фильм нельзя назвать плохим! У него бодрый, хотя и простой, сюжет, достойный каст и приятная картинка. Но и к хорошим, особенно в сравнении с лучшими картинами Ричи, его отнести не получается.
Вспомнив об уместности сравнения раннего Ричи и Квентина Тарантино и добавив к этому сходство сюжетов, в течение просмотра почти невозможно отделаться от параллелей с «Бесславными ублюдками». Но если на этапе промо-кампании эта аналогия работала в плюс для «Министерства», после просмотра спец отряд Гая проигрывает евреям Квентина по всем фронтам.
Здесь бы самое время сказать, что и в написании диалогов, и в раскрытии персонажей, и даже в постановке боевых сцен, работа британца по-джентльменски уступает бесславной картине американца. Но лучше не рассматривать части фильма по-отдельности и взглянуть на него в целом.
В то время как Тарантино в каждом кадре демонстрировал, что он дурачится, снимая про Вторую мировую, Ричи подает события чересчур серьезно. Одна плашка «Основано на реальных событиях» во вступительных титрах уже нагоняет саспенса. Несколько раз персонажи говорят, что порученная им миссия невыполнима, враг грозен, а в случае провала их родину ждет крах. Но все действия после не соответствует словесной экспозиции.
Герои играючи расправляются с картонными (их даже карикатурными не назвать) нацистами, за весь фильм не встречая ни одного серьезного сопротивления. Когда Кавилл и компания чуть не вприпрыжку заходят в лагерь фашистов, а после зачищают его за 10 минут, закрадываются первые сомнения об опасности их миссии. Но после, когда аналогичным образом они расправляются еще с парой сотней солдат Рейха, переживать за персонажей не остается желания: с ними все равно точно ничего не случится.
Понятно, что мрачность и кислые лица - не стиль Ричи (хотя «Револьвер» - отличное тому исключение). Да и «Министерство неджентльменских дел» изначально подавалось как бодрый аттракцион. Но тогда зачем так напирать на серьезность и важность событий, если они таковыми не выглядят? К тому же, для звания изобретательного боевика фильму не хватает креатива. Почти каждую экшн-сцену можно описать так: Кавилл со светящимися от радости глазами (видимо, от того, что сыграл хотя бы прототипа агента "007") кладет фашистов короткими очередями от бедра, а местный Донни Доновиц в лице Алана Ричсона крошит врагов почти голыми руками.
В итоге под конец в голове возникает кричащая мысль: по реальным событиям? Окститесь, здесь скорее по миссиям серии Battlefield, настолько все радостные и безмятежные!
При этом в фильме есть отличные, серьезные сцены, в которых проглядывается режиссерское видение (бомбардировка Лондона способна вызвать мурашки). Актеры стараются, а их харизма заставляет симпатизировать. Но на фоне остального этого недостаточно. От работы Гая Ричи ждешь большего во всех жанрах.
Так что «Министерство неджентльменских дел» - это, безусловно, бодрый, легкий и красочный боевик, за просмотром которого можно не сильно вдумываясь скоротать вечер. Он отправляется в копилку к «Операции «Фортуна» и другим проходным фильмам режиссера. А фанаты британского мэтра продолжают ждать кино не тиражного, а личного (где сиквел «Рок-н-рольщика»?!).
Фото: Кадр из фильма "Министерство неджентльменских дел"