Спустя почти 45 лет после выхода киносериала тяжело представить хотя бы один образ, который мог бы воплотить другой актер. Однако на этапе подготовки к съемкам создателям пришлось серьезно постараться, чтобы найти именно те лица, которые мы увидели в проекте.
Ведущих героев искать пришлось долго. Изначально режиссер, Константин Бромберг, думал пригласить на роли похожих мальчишек одного актера. Тогда им мог быть Дмитрий Замулин. Но вскоре решение изменили, и Одесская киностудия стала искать близнецов по всему Союзу.
К будущим звездам ставились серьезные требования: мало было иметь талант, необходимыми навыками были также игра на гитаре, умение кататься на коньках и ездить на мопеде и, естественно, раскованность перед камерой. Братья Торсуевы были 368-ой парой в списке фотопроб. На живом кастинге им повезло: в день, когда они пришли на студию стояла ужасная погода, и они оказались единственными претендентами. В итоге их утвердили несмотря на неподходящий возраст.
Интересно, что изначально Володя играл неунывающего школьника, а Юра - робота, который не умеет улыбаться. Но режиссер после нескольких сцен решил поменять братьев, и после этого мальчики смогли полноценно вжиться в образы.
Когда ведущие роли достались Торсуевым, актер на роль их экранного лучшего друга, верзилы Гусева, уже был утвержден. Но из-за того, что Владимир и Юрий были старше коллеги, они были выше его почти на голову. Естественно, с образом Макара это не вязалось, поэтому юноше срочно начали искать замену. В поисках подходящего мальчика Юлия Константинова, второй режиссер, пришла в интернат. Первым, кого она увидела - был рыжий веснушчатый Василий Скромный, скатившийся прямо к ней навстречу по перилам. Так идеальный Гусев был найден.
Единственная девочка в компании героев - роль ответственная и важная. Изначально режиссер видел в этом образе Яну Поплавскую - уже известную тогда на весь Союз «Красную шапочку». Однако девочка сама отказалась от съемок. А еще на роль претендовала тогда совсем юная, но сейчас знакомая всем Оксана Фандера. Воплотить Майю ей не удалось, зато харизматичную девочку, дразнившую Чижикова Рыжиковым - очень даже.
А Светловой стала Оксана Алексеева. Она с детства мечтала сниматься, и пришла на кастинг как одна из претенденток. Бытует история, что во время ожидания она наивно спросила у оператора картины, когда же начнутся ее съемки, а после успешно прошла пробы и таки стала отличной Майкой.
Но, разумеется, не только на молодых дарованиях держался киносериал. Ведь за ними стояли столпы Советского кино.
Хотя у создателя Электроника не так много хронометража, нельзя не осознавать его значимость для повествования. Поэтому к выбору актера на роль Громова Бромберг подошел чрезвычайно придирчиво. Именитых кандидатов было много, но в каждом из них чего-то не хватало: Владимир Этуш казался чересчур эмоциональным, Ростислав Плятт был слишком солидным, Бруно Фрейндлих не смог присоединиться к проекту из-за болезни, а Леонид Броневой не поладил с оператором. В итоге образ слегка рассеянного ученого достался Николаю Гринько, и едва ли кто-то другой смог бы показать персонажа настолько трогательно.
Как известно, свита играет короля, поэтому к образу вечной спутницы инженера также были высокие требования. Вместо Елизаветы Никищихиной милую помощницу могли воплотить: Евгения Ханаева, но между ней и Гринько не выстроилось нужной химии, Лия Ахеджакова, но от ее кандидатуры отказались из-за сложного характера и Ирина Муравьева, у которой был слишком плотный рабочий график.
Главный злодей истории в руках неподражаемого Владимира Басова стал настоящей визитной карточкой «Электроника». Он был одновременно и угрожающим, и комичным, и умным, и местами наивным. Режиссер в качестве идеального кандидата на образ приводил в пример Луи де Фюнеса, но, конечно, французского актера было не дозваться. Анатолий Папанов также рассматривался на роль, но не смог из-за занятости в других лентах. Но дальше создатели долго не раздумывали, и Стампом стал Басов, а его помощником, Урри, Николай Караченцев. И дуэт получился идеальным.
Немного неловкий, но очаровывающий добротой в глазах учитель стал, пожалуй, одним из самых колоритных персонажей истории. Его исполнил Евгений Весник. Интересно, что у этого героя был прототип - реальный учитель по фамилии Танатар, бывший энтузиастом своей профессии. Однако вдохновлялся Весник, по его признанию, другими образами. Жесты, походку и улыбку актер позаимствовал у Самуила Маршака, а поведение - у знакомого врача.
Источник фото: Кадр из фильма