История о жертве и одержимом преследователе — один из классических киношных сюжетов. Чаще всего навязчивое внимание оказывают главной героине фильма, иногда маскируя сталкинг под романтические ухаживания. Но бывает, что режиссёры отступают от привычного канона.
Мини-сериал Netflix «Оленёнок» (Baby Reindeer) вышел на экраны 11 апреля. В основе эмоциональной драмы — реальные события из жизни сценариста и актёра фильма Ричарда Гэдда. Мужчину долгое время лет донимала фанатка, страдающая психическим заболеванием, но несмотря на все неудобства, Гэдд не хотел, чтобы женщину сажали в тюрьму. В итоге ей запретили приближаться к актёру.
Опыт сталкинга не прошёл для Ричарда бесследно. Сначала он делился своими переживаниями со зрителями в сольном спектакле с одноимённым названием, а затем написал сценарий. Так появился «Оленёнок».
Сюжет
Обычный парень Донни Данн работает в баре, а в свободное время пробует себя в роли стендап-комика. Но его карьера буксует и дела идут плохо. Однажды из жалости он угощает чашкой чая заплаканную женщину по имени Марта. Этот поступок открывает ящик Пандоры: посетительница мгновенно привязывается к парню.
Она ходит на его шоу, смеётся его шуткам и смотрит глазами, полными восхищения. Сначала это льстит Донни. Знаки внимания повышают его самооценку и он благосклонно принимает их. Но несколько неверных решений приводят к тому, что жизнь молодого мужчины становится невыносимой.
Особенности сериала
История главных героев показана в сериале очень детально. Вы не увидите чёрно-белых шаблонов: воплощение зла и несчастную жертву. Напротив, главный герой признаёт свою вину в происходящем. Здесь нет и романтизации сталкинга — у Марты довольно заурядная внешность и лишний вес.
В итоге история о преследовании трансформируется в рассказ о двух людях с большими внутренними проблемами, которые не могут вырваться из одного клубка. В жизни каждого из них была своя трагедия и это заставляет Марту и Донни одновременно сопереживать другому и ненавидеть его.
«Оленёнок» поднимает несколько важных вопросов. Главный герой ярко демонстрирует, что в какой-то момент он и подобные ему, оказываются без поддержки со стороны закона. В полиции даже удивляются, что женщина может преследовать мужчину.
Кроме этого, Ричард Гэдд критикует образ преследователя, навязанный обществу СМИ и киноиндустрией. Они изображают сталкера таинственным незнакомцем, поджидающим жертву за углом. Но чаще всего это хорошо знакомый человек, которого вряд ли кто-то опасается.
Фото: Кадр из сериала «Оленёнок» ,Кадр из сериала «Оленёнок»