Сериал «Лихие»: Юрию Быкову дали карт-бланш на экранизацию русской тоски

Проект о 90-х, созданный командой «Метода» во главе с автором «Дурака» и «Майора», начал выходить на платформах Okko и Start. Как относиться к очередному шоу о 90-х, и какие черты режиссуры Быкова есть в проекте, а каких нам пока не хватает?

В бескрайних лесах Хабаровского края живет семья Лиховцевых: отец и добытчик Павел (Артем Быстров), его красавица-жена Лена (Елена Николаева) и дети Женя с Васей (Савелий Кудряшов, Глеб Кулаков). Живут скромно, но денег до определенной поры хватает. Пока пасека, кормящая семейство, не становится убыточным предприятием.

Во время просмотра первых сцен не покидает ощущение, что Быков и про жизнь лесника на краю цивилизации сумел бы снять достойный сериал. И как на контрасте сюжет переносит персонажей в Хабаровск, где Павлу предложили подработку водителем. Но очень быстро герой поневоле оказывается втянут в разборки ОПГ, делящих территорию и влияние. А после обстоятельства вынуждают персонажа Быстрова стать наемным убийцей на службе у «Общака», крупнейшей преступной группировке Дальнего Востока. Ужаснее всего то, что для кровавого заработка Паша привлекает к делу и сына Женю.

Параллельно с этой сюжетной линией разворачивается история в современности. У Лизы (Полина Максимова) похищают сына. Девушка обращается в полицию, но вскоре выясняется пугающий ее факт: ее бывший муж и отец ее ребенка только что вышел из тюрьмы. Да, это тот самый повзрослевший Женя Лиховцев (в этой временной линии его играет Евгений Ткачук), отбывший срок за совершенные убийства, и похитивший собственного сына для только ему известных целей. Подробнее о завязке сюжета мы рассказывали здесь.

Перед тем, как начать рассуждать о проекте, хочется сказать о его сеттинге. Бытует мнение, что 90-е для отечественных сериалов стали таким же бичом, что и сказки для кинематографа. Не согласиться с тем, что эпоха братков и ОПГ часто мелькает на экранах в последние годы - значит соврать себе. Но применительно к «Лихим» стоит сказать, что проект нельзя назвать проходным, и у него есть много сильных сторон, чтобы увлечь зрителя чем-то помимо эпохи, ставшей на экране нарицательной. А в целом о тенденции напрашивается вывод, что о ней попросту «можно» снимать.

 

Быков нарочито не дает зрителям забыть, что события на экране - не вымысел. В основе сюжета лежит история Евгения Демина, бывшего киллера «Общака», о чем красноречиво говорит заключительный титр «фильм основан на реальных событиях». Но помимо слов в фильме есть приемы, наглядно показывающие, что современность в шоу - это наша современность (самый яркий из них - звучащий фоном репортаж по ТВ). Многие поспешили увидеть в этом недвусмысленный посыл, но, мы думаем, все иначе. Режиссер в «Лихих» изучает события, происходившие в прошлом, но оставившие след и приведшие нас к невыдуманному настоящему.

После просмотра двух вышедших эпизодов невозможно отделаться от ощущения, что Быкову дали лучшую тему для его профессиональной творческой рефлексии. В разных его проектах от «Жить» до «Завода» (и «Сторожа», пусть и не совсем удачного) автор разбирает судьбы маленьких людей и грехи граждан и государства. Но в «Лихих» Юрий собрал настоящее «бинго» из благостных тем для хтонических размышлений. Безысходные 90-е; суровый отец против сына ищущего одобрения (заменившего любовь); кровавая история, пропитанная брутализмом и маскулинностью; сила религии, которая для младшего Лиховцева пока что услада для страждущего, но это пока. При этом ни капли романтики или пафоса, разбавляющего серьезный тон повествования, нет - лишь мрачность.

Визуальная составляющая «Лихих» не отстает от режиссуры. Проект затягивает своими операторскими планами, нуарностью и цветокоррекцией. Можно сказать, что во вселенной Быкова существует лишь несколько локаций: тускло освещенные тесные постсоветские интерьеры, бескрайние лесные просторы Хабаровского края и дождливые городские улицы. Здесь, конечно, можно выразить надежду, что в будущих эпизодах количество локаций увеличится, но даже при таком небольшом разнообразии они работают на атмосферу проекта и грамотно сменяются монтажом.

Про атмосферу, кстати, говорим в последнюю очередь, но по значению она главнее многих аспектов сериала. Это не «Слово пацана», и здесь шуток и «Седой ночи» включать в сюжет не будут. Быков рассказывает историю со всей серьезностью, не жалея зрителя, и без послаблений. Юрий Анатольевич рубит свою художественную правду-матку. Искать ли в ней извечные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» или воспринимать как шоу для зрителей сродни «Методу» - решать зрителям. Но понаблюдать за грядущими сериями, как минимум, любопытно: зрелищность есть, а вот экзистенциальные вопросы мы еще ждем.

Фото: Кадр из сериала "Лихие"