Вечный роман Федора Михайловича Достоевского получит новую экранизацию. Пока большинство радуется отличному актерскому составу и шансу на новое прочтение классики, мы задались вопросом: как авторы решат проблему несоответствия мыслей произведения с нынешними реалиями?
Съемки адаптации уже подошли к концу, а ее релиз состоится в 2024 году. Местом действия стал современный Петербург, где студент Раскольников приходит к пугающей теории, разделяющей человечество на две группы. Роль Родиона Романовича досталась Ивану Янковскому. Его сестру, Дуню, исполнит Любовь Аксенова, а друга, Разумихина, Тихон Жизневский. Не менее значимого персонажа, Соню Мармеладову, сыграет Алена Михайлова. Режиссерское кресло занял Владимир Мирзоев.
Стоит ли пересказывать сюжет произведения, которое не сходит с подмостков мировой сцены и из человеческих умов уже более полутора веков? Куда больше нас сегодня интересуют детали истории. Одной из главных особенностей сериала, как мы уже сказали, будет осовременивание «Преступления и наказания». Это смелое и интересное решение. Однако именно оно может стать главной трудностью для проекта в силу анахроничности некоторых его посылов и идей.
Разумеется, мы не говорим о трудности адаптирования понятий «желтый билет», «ростовщичество» и так далее. Все эти явления без проблем прошли через столетия и, в лучшем случае, приобрели иные названия и формы, сохранив суть. Перенести условную старуху-процентщицу из Санкт-Петербурга времен Достоевского в знакомый нам Питер не составит труда. Но сохранить философские мотивы произведения будет куда труднее.
Теория Раскольникова о «тварях дрожащих» и «право имеющих» в оригинале во многом базировалась на исторических персонажах, в частности, Наполеоне. Фигура французского императора до сих пор остается одной из важнейших в истории, однако не кажется столь актуальной. А тогда поголовная франкофилия, хоть и стала отступать, но культ личности полководца был силен в умах либерально настроенной молодежи. Объяснить заинтересованность современного студента Бонапартом будет куда труднее.
Не менее интересен вопрос возникновения довольно антигуманной радикальной теории в уме человека XXI века. Воссоздать озлобленность Раскольникова будет не так сложно - тяжелых внешних условий, омрачающах взгляд на мир, и в наши годы хватает. Но передать ход мыслей, близких другому времени и приведших юношу к идее испытать себя убийством - непростая задача.
Также одну из ведущих линий повествования в оригинале занимает вера. Для самого Достоевского религия была столпом философии и мировоззрения, как и для его героини, Сони Мармеладовой. Именно ее наставления приведут Раскольникова к раскаянию и самоличному наказанию, которое после перерастет в юридическое. Однако в современности вопрос веры среди молодежи куда менее однозначен, что делает образ Сони более тяжелым для реализации и восприятия.
В конечном итоге можно сказать, что наши опасения сводятся к разности мышления, личных ценностей и восприятия мира героев книги XIX века и наших современников. Однако в противовес всем аргументам можно заметить, что темы, заложенные Федором Михайловичем, вечны. Размышления молодого человека о вседозволенности ради общего блага, подкрепленные юношеским максимализмом, не менее актуальны, чем во времена публикации романа. Вопрос лишь в грамотной реализации и аккуратном переносе бессмертной литературы на кинематографический язык.
Фото: Кадр из сериала "Домашнее поле"