29 августа на Netflix вышло аниме по культовой вселенной восстания машин. Размышляем, смогла ли японская анимация вывести франшизу из кризиса, в который ее вогнали полнометражные фильмы, и внесли ли авторы нечто новое в знакомый мир.
Подробно о сюжете мы уже рассказывали, когда вышел финальный трейлер шоу. В 1997 году, незадолго до судного дня, когда Скайнет начнет последнюю войну с людьми, в Японии трудится ученый Малкольм Ли. Он создает «Кокоро», полностью самостоятельный искусственный интеллект, способный помешать намерениям Скайнет. Чтобы убрать конкурента, машины из 2022-го отправляют в прошлое терминатора, а сопротивление людей для защиты Ли посылает девушку, одну из лучших солдат. Ответственна за создание аниме именитая студия Production I.G., а режиссировал проект Масаси Кудо.
Первое, что «Терминатор Зеро» делает правильно: перестает топтаться вокруг Джона и Сары Коннор и полностью меняет локацию, события и героев. К слову, последних здесь достаточно много. Сам Малкольм, его дети, их няня Мисаки (которая также непроста, как и ее работодатель), Кокоро, которая ведет себя самостоятельнее, чем большинство из вышеперечисленных, и посланцы из будущего. Хватило ли авторам восьми эпизодов для раскрытия персонажей? Не до конца - некоторые из них так и остались едва очерченными. Но от «Терминатора» детальных образов и не требуются, да и «Зеро» цепляет другим.
Классический для франшизы жестокий и мрачный мир, где машины беспощадны и неостановимы в японской рисовке обрел новые выразительные черты. Эффект зловещей долины лицо засланного в 97-й Т-800 вызывает в каждом кадре. Да и экшн-сцены в аниме воплощены с максимальным пристрастием: если бой, то кровь заливает экран, если погоня, то от шагов робота сотрясаются стены. Это, безусловно, погружает в шоу, но необходимо предупредить, что впечатлительный, не привыкший зритель может быть шокирован.
Но экшен в сериале по значимости не на первом месте, главенствуют в нем философские размышления. Они и раньше присутствовали в «Терминаторе», но теперь на экране обсуждают другие мысли. Кокоро задает создателю резонный для машины вопрос: а есть ли смысл спасать людей? В сериале появляется третья, относительно непредвзятая сторона: не человечество, жаждущее спасения, не машины, стремящиеся к господству, а Кокоро. Она наблюдает за обеими сторонами конфликта и в беседах с Малкольмом просит его привести причины, почему люди достойны спасения? Интеллектуальной дуэли ИИ и его создателя отводятся, пожалуй, главные сцены шоу.
Однако, хотя авторы постарались привнести в «Терминатор Зеро» новые истории и мысли, строится проект по привычным тропам франшизы. Иногда это дань уважения канону, но изредка - неизбежная вторичность. К тому же, нововведения создателей иногда закручиваются в такие сюжетные повороты, что приходится ставить на паузу и разбираться, возможно ли то, что происходит на экране (ох уж эти путешествия во времени и параллельные реальности).
Не обошлось и без условностей, необходимых для того, чтобы история вообще случилась. То терминатор дробит кости рукой и расправляется с десятками незначительных героев за минуту, то не может почти в упор попасть в главных героев. А частично открытый финал аниме оставляет много вопросов. С одной стороны, промежуточную точку авторы поставили, но с другой - в сюжете остались чеховские ружья (подозрительно нелогичные), которые раскроются, видимо, лишь в продолжении. Правда, пока неизвестно, будет ли оно.
Фото: Кадр из сериала "Терминатор Зеро"