К режиссуре киноадаптации культового мультфильма вернулся Дин ДеБлуа, создатель оригинальной трилогии. В роли Стоика Обширного Джерард Батлер, голос героя из мультфильмов. Мы надеялись, что проект может получиться. Но это очередной ремейк. И вы даже не представляете, насколько термин отражает суть.
В октябре без преувеличений великая анимационная студия DreamWorks отметила свое 30-летие. Компания, не боящаяся экспериментировать, создавать не только смешные, но и глубокие мультфильмы, способные увлечь как детскую, так и взрослую аудиторию. Тогда же стало известно, что создатели «Шрека», «Кунг-фу Панды» и, конечно, «Как приручить дракона» обошли конкурентов по общим сборам, став самой кассовой анимационной студией в мире. А довершил триумфальное шествие DreamWorks Animation великолепный и искренний мультфильм «Дикий робот».
И тем обиднее видеть, что корпорация решила сделать с собственным детищем, первой частью «Как приручить дракона» о викингах, огнедышащих ящерах и силе дружбы. Прошлой весной авторы анонсировали создание лайв-экшена на основе анимационного проекта. Режиссером, продюсером и сценаристом фильма стал Дин ДеБлуа, ответственный за все три оригинальных картины. Главные роли отошли Мэйсону Темзу (Иккинг), Нико Паркер (Астрид), Джерарду Батлеру (вождь Стоик Обширный) и другим. Тогда мы, хоть и осторожно, но надеялись, что авторы если и повторят уже рассказанную историю, то расширят и обогатят ее. Но свежий трейлер, мягко говоря, пошатнул наши надежды.
Промо-ролик, заодно анонсирующий дату мировой премьеры, 12 июня 2025 года, вызывает, в основном, разочарование. Не важно, что актеры не похожи на персонажей мультфильма - нас не зря учат не судить по внешности. Не важно, что красоты нарисованного скандинавского острова Олух поблекли в объективе обычной камеры (хотя, к этому мы еще вернемся). Проблема в другом: большая часть сцен, показанных в трейлере - покадровая копирка оригинала вплоть до пролетов и операторских планов. А посередь этих кадров красуются воссозданные компьютерной графикой драконы, отличающиеся от анимационных прототипов, разве что, детальностью проработки и блеском чешуи.
То есть, буквально, создатели решили сделать киноадаптацию мультфильма (что и так кинематографический бич современности), не изменяя «мультяшность» доброй половины значительных героев. Тот же Disney, переснявший «Короля льва», «Книгу джунглей», «Русалочку» и еще стопку собственных проектов, мотивировал это «реализмом» картинки (говорящие животные в эти кавычки, видимо, не входили). А DreamWorks даже на это хлипкое обоснование опереться не может, ведь перед нами живые люди на фоне реальных декораций и пейзажей, сражающиеся с мультипликационными ящерами. Глядя на это невольно задумываешься, насколько полет таких драконов противоречит всем законам физики и аэродинамики.
Что касается кадров, снятых с натуры - они впечатляют. Тем, насколько костюмеры и декораторы не поленились досконально повторить нарисованные одеяния и постройки викингов. Не удивимся, если даже узоры на украшениях в накладной бороде Батлера повторяют первоисточник. И оправдаться большей детальностью изображения здесь тоже не получится. Стиль рисовки «Как приручить дракона» не был минималистичным: в кадре травинки разглядывать можно. Конечно, жанр анимации давал авторам волю в искажении пропорций и гиперболизации, но она была весьма умеренной для мультипликации. Так что смена нарисованных овец на настоящих художественной ценности проекту не добавит.
Здесь мы вспоминаем заявление авторов, появившееся позже анонса съемок: они не будут отходить от оригинального сюжета. И надежда на то, что у ремейка есть хоть какой-то смысл, исчезает. Судя по всему, мы не увидим другую историю Иккинга и Беззубика. Все будет как в 2010 году, когда вышел мультипликационный фильм. Только мы повзрослели или постарели, и создатели воспринимаются уже не как гении, способные умом и руками создать совершенно новый восторгающий проект, а как бизнесмены, зарабатывающие на чувстве ностальгии и любви к их же детищу.
Здесь можно возразить, что каждый автор волен распоряжаться своим наследием как ему вздумается. И здесь нам возразить нечего, кроме одного: стоит ли это того, чтобы терять уважение зрителей? Дин ДеБлуа продюсировал уже упоминавшегося «Дикого робота», который, как раз, привносит в индустрию нечто новое, так что автора нельзя обвинить в профессиональном кризисе. Так зачем он пытается войти в одну реку дважды, просто сменив русло с нарисованного на настоящее?
Другим контраргументом всей нашей тираде могут служить случаи, когда ремейки оказывались не хуже, а то и лучше оригинала. Классический пример в подобном споре: культовые «Отступники» Мартина Скорсезе - это американская адаптация китайского триллера «Двойная рокировка» Эндрю Лау и Алана Мака. Но там авторы привносили в сюжет, как минимум, собственное видение, а, как максимум, разные культуры и менталитет. А «Как приручить дракона» начинает походить на историю, повторенную дважды. И едва ли замена «шутки» на «историю» изменит окончание вспоминающегося крылатого выражения.
Безусловно, нельзя хоронить будущий «Как приручить дракона» из-за одного трейлера. Возможно, авторы нарочито вставили в ролик знакомые зрителям сцены, чтобы порадовать их бережным отношением к оригиналу. Но вызывает это скорее раздражение и крик души вроде того, что вы сейчас прочитали. Мультфильмы - это не проба пера и зрительского интереса для дальнейшей их переделки в лайв-экшен. Это отдельный независимый жанр со своими средствами выразительности, стилистикой, условностями и шармом. А еще это кропотливый труд тысяч профессионалов, который нужно уважать.
Фото: Кадр из трейлера фильма "Как приручить дракона"