Искусство кинематографа - это целая наука. Часто из фильма в фильм повторяются одни и те же приемы, заигрывающие с нашими эмоциями, а мы этого даже не замечаем.
Насколько успех картины зависит от актеров? Да, часто мы идем в кинотеатр, просто увидев на афише фамилию любимого артиста. Но, будем честны, как бы не был хорош актер, недочеты в других частях проекта могут привести к полному провалу фильма. Так что должный уровень профессионализма необходим всей съемочной команде. Сегодня поговорим о голландском угле - классическом приеме кино, который можно встретить во множестве знакомых всем фильмов.
Для начала, что это?
Если коротко, голландский угол - это заваленный горизонт. Отличие в том, что у непрофессиональных операторов этот элемент может появиться в кадре совершенно случайно и испортить весь вид. А вот у профи - это выверенный до градуса режиссерский ход, несущий в себе художественную ценность.
Обращаясь к истории этого приема, необходимо заметить, что честнее было бы назвать его немецким углом. Впервые его применили в 1920-х годах немецкие кинематографисты. Тогда его использовали в картинах, погружающих зрителя в некую измененную реальность. Немецкий угол добавлял непривычности и чужеродности кадру, вызывая большее погружение зрителя в атмосферу фильма.
Вскоре прием перекочевал в другие страны и начал активно применяться во всех жанрах. Тогда-то и произошла подмена названия угла: оригинальное Deutsch (немецкий) по ошибке заменили на Dutch (голландский). Начиная с 1950-х годов голландский угол стал общепринятым и классическим средством выразительности в кино. И в наше время режиссеры его активно используют.
А для чего он нужен?
Самое простое, что приходит в голову - это диалог. Некоторые режиссеры любят снимать огромные по хронометражу эпизоды, в которых герои просто говорят (например, Квентин Тарантино). И как бы не был интересен разговор персонажей, без определенных операторских приемов вы уснете на второй минуте. Тут то и приходит на помощь голландский угол (и многие другие средства).
Но используется он в диалогах не только как средство добавления динамики. В некоторых фильмах во время кульминационного диалога режиссеры добавляют голландский угол для создания более напряженной атмосферы. А если добавить к этому крупный план на актера, то можно сосредоточить все внимание на его эмоциях, чтобы проникнуться переживаниями героя.
Также это работает в конфликтах, и когда надо подчеркнуть разность «уровней» героев. Условно, более статусный персонаж будет показан снизу вверх, чтобы подчеркнуть его высокое положение. К тому же не стоит забывать про человеческий фактор зрителя и прекрасный внутренний орган - вестибулярный аппарат. Если перед нашими глазами возникает сильно заваленная картинка, это непроизвольно вызывает дискомфорт. Это можно использовать для демонстрации потерянности персонажа, его шока и переживаний.
И, наконец, применение голландского угла как маркера. Например, персонаж фильма при появлении в кадре автоматически «заваливается» выделяясь на фоне остальных героев. Это делается для демонстрации его отличия от других. Или, если в характере, поведении и любой другой черте героя происходит изменения, камера плавно переходит в голландский угол, как бы говоря нам: «произошло изменение».
Конечно, во всем нужно знать меру. Бывали случаи, когда чрезмерное заигрывание с заваленным горизонтом приводит к полному провалу фильма. Так что этот прием, хоть и является очень действенным и классическим, режиссерами используется с осторожностью и сочетается с другими.