Еще с древности у нас как повелось — чуть ребенок плохо себя ведет, получает наказание: кто-то кричит на него, кто-то отбирает любимые игрушки. Но, оказывается, так делать вообще нельзя.
Дело в том, что есть ряд наказаний, которые разрушают ребенка в прямом смысле этого слова. Те самые «травмы детства» рождаются как раз в такие моменты.
Физическое наказание: если ребенка бьет значимый взрослый, его мир разрушается. Пропадает ощущение безопасности и нарастает агрессия. Такие дети вырастают недоверчивыми, закрытыми, злыми и асоциальными. Они не могут доверять окружающим и все время ждут, что их «ударят».
Молчание: в этот момент ребенок не осознает, что что-то натворил. Он чувствует, что его отвергли, он больше не нужен. С этого момента он будет всеми силами пытаться найти любовь и доказательства того, что он нужен тем, кого он любит. А там и до нездоровых отношений с человеком-абьюзером недалеко.
Крики: а такие моменты дети пугаются, они вас не слышат, стоят в оцепенении. Чем это грозит в будущем? Малейшее повышение голоса они будут воспринимать как угрозу — ругающиеся учителя в школе, руководители, просто прохожие могут стать для них настоящими врагами. Собраться будет сложно.
Унижение: так вы собственными руками стираете самооценку и уверенность ребенка. Чем это грозит, думаем, вы и сами догадываетесь.
Лишение любимых игрушек или развлечений: это полностью разрушит доверительные отношения с ребенком. И дальше не удивляйтесь, если ребенок будет от вас скрывать многие вещи.
Как тогда наказывать?
Многие скажут: и что же теперь, вообще не наказывать? Но прежде, чем мы ответим на этот вопрос, попробуйте ответить вот, на что: как бы вы хотели, чтобы вам объяснили, в чем вы не правы?
Уверены, вы скажете: было бы здорово, чтобы родители с вами просто поговорили. Вот и с детьми так нужно: спокойно объясняйте им, почему они сделали что-то неправильно, спросите их точку зрения. Чаще всего оказывается, что дети даже не осознают, что сделали что-то неправильно и после разговоров свои ошибки не повторяют.
Но если ребенок не понимает со 2-3 раза, то нужно просто поменять метод донесения своих мыслей. Приведите примеры, которые он поймет. Обязательно обозначьте границы: как в вашей семье можно делать, как нельзя.
Для того, чтобы научить ребенка чему-то, не обязательно применять «кнут». Попробуйте сначала сгладить углы «пряником», а уж потом выбирайте оптимальную реакцию на поведение вашего ребенка.