Стивен Спилберг в одном из интервью искренне восхищался: «Как это русским в начале 1970-х, когда еще не было компьютерной графики, удалось так мастерски снять невесомость?».
Первоначально планировалось снять один фильм, но когда хронометраж превысил полтора часа, было принято беспрецедентное решение: киностудии разрешили снять два фильма и увеличили финансирование. На съемки двух частей выделили аж 1,5 миллиона рублей, и даже с учётом того, что потом всё-таки сократили на 600 тысяч, это огромные деньги для советского кино.
В фильмы вошли все отснятые материалы, его не резали и не сокращали, как было привычно для тех времен.
Подросткам, которые снимались в «Отроках во вселенной» и в «Москва-Кассиопея», было по 13-14 лет. Все они учились в школе и никто не освобождал их от занятий, когда велись натурные съемки в Крыму, ходили пешком в местную школу несколько километров. Платили актерам-подросткам 100 руб. в месяц.
В фильме снялись звезды советского кино, правда Смоктуновского пришлось очень долго уговаривать, прежде чем он дал свое согласие на участие в съемках, а Дуров относился к «Кассиопее» весьма скептически и не верил в ее успех.
Скандал с Михалковым
После оглушительного успеха «Отроков во вселенной» и «Москва-Кассиопея» Сергей Михалков быстро подсуетился и снял свой фильм под названием «Большое космическое путешествие». Что самое неприятное, Михалков использовал и декорации и костюмы, но это не помогло «путешественникам» повторить успех «Кассиопеи».
Ненаучность «Отроков» и «Кассиопеи»
Учёные и писатели-фантасты, которым устроили предпремьерный показ, раскритиковали фильмы в пух и прах. Крики о том, что это антинаучная фантастика, что в фильмах очень много абсурдных вещей, не только с научной точки зрения, но и элементарной логики, утихли только после вмешательства Бориса Стругацкого. Авторитет Стругацкого был таков, что все возражения были сняты и фильму был дан зеленый свет.
Невесомость в фильме: технология съемок, которую пытались повторить на Западе
Для достоверности съемок в невесомости была создана огромная конструкция, над которой бился инженер-конструктор, ветеран Ялтинской киностудии Валерий Павлотос. Именно он придумал и реализовал «невесомость в кадре», за которую западные киностудии были готовы платить огромные деньги.
18-метровый коридор звездолета вращался вокруг своей оси, как барабан револьвера. При вращении пол коридора вместе с закрепленной кинокамерой «уезжал» вверх на стену, стена смещалась на потолок и так по кругу. С помощью монтажных перебивок, клея на ботинках и корсетах, удалось снять трехминутное видео, в котором была сымитирована «невесомость» не для одного человека, как у Кубрика, а сразу для трех! Волосы актеров, выдававшие земную гравитацию, прикрыли тончайшей сеточкой.
Впоследствии шведы оборвали все студийные телефоны с просьбами предоставить им раскадровку и планы суперконструкции в которой снималась невесомость.
Попытка сменить название на «Москва-Тау»
Специалисты-астрономы посоветовали режиссеру изменить название фильма. Дело в том, что некогда в созвездии Кассиопеи произошел взрыв, поэтому теоретически лететь туда было невозможно. В качестве достойной замены ученые предложили киношникам звезду Тау. Однако режиссёр картины Ричард Викторов настоял на Кассиопее.
Где снимались «Отроки во вселенной» и «Москва-Кассиопея»
Фильм снимали на студии Горького в самом большом павильоне, а для работы на натуре ездили в Ялту. Что же касается знаменитых инопланетных пейзажей, то их снимали под Керчью на территории находящегося там закрытого военного полигона. Вся земля там была изрыта воронками от снарядов, а чудовищная концентрация соли на почве создавала совершенно фантастический эффект. Все трюки выполнялись без дублеров самими ребятами.
Почему Агапит лысый?
Чтобы отличаться от земных детей. Надо было, чтобы он очень отличался. Вот и все. Во всяком случае, таково было объяснение Ричарда Викторова. И никакой идеи с отращиванием волос изначально не было! Этой сцены вообще не было в сценарии. Вадиму Ледогорову, исполнителю роли Агапита, приходилось терпеть насмешки в школе, косые взгляды на улице и носить дурацкую кепку даже летом, потому что лысая мальчишеская голова в то время выглядела несколько странно.