Самое яркое воспоминание из моего детства — поездка всей семьёй в фотосалон. Там трёхлетнюю меня посадили в повозку, запряжённую удивительной лошадкой на колёсах и торжественно вручили вожжи. Пока фотограф делал снимок, я мечтала, что после процедуры мне хотя бы пять минут дадут покататься на чудесной игрушке.
Но чуда не случилось. Мама объяснила, что лошадка сделана лишь для того, чтобы с ней фотографироваться. Лишь много лет спустя я случайно узнала, что в фотосалоне мне встретился дорогой педальный конь, бывший недоступной мечтой для многих советских детей. Сегодня вспомним, что заменяло мальчишкам и девчонкам времён СССР беговелы, самокаты и прочие средства передвижения.
Конь педальный
Та самая чудо-лошадь носила не очень романтичное название. В каком-то смысле родители были правы, купить это изделие для ребёнка могли немногие советские граждане — коняшка стоила около 20 рублей. Для тех времён это было приличной суммой. Чаще всего каталку брали напрокат в парках отдыха. Игрушку обожали за то, что при движении, лошадка перебирала ногами как живая. За эту особенность ей прощали все недостатки: неудобную сидушку, скрипучую, тяжёлую и неповоротливую конструкцию. Однако именно благодаря этим минусам выражение «конь педальный» прочно вошло в лексикон советского человека и стало обозначением глупых и нелепых решений.
Лошадка-каталка
Вероятно, вдохновившись стихотворением Маяковского «Конь-огонь», советская промышленность также выпускала каталки в виде лошадей из ярко-красного, реже зелёного, пластика. Их конструкция была незамысловатой и во многом походила на современные толокары. Правда, ездить на лошадке можно было только по прямой — ручек или руля у игрушки не было. Наезднику приходилось держаться за голову коняшки или за импровизированную уздечку. Зато на шее у пластмассового зверя было волшебное кольцо и если потянуть за него, можно было услышать красивое ржание. Игрушка стоила чуть дороже трёх рублей и была более доступна, чем повозка с педалями.
Педальный автомобиль
Счастливый владелец этого транспортного средства становился лучшим другом всех октябрят, стоило ему выйти со своей машинкой во двор. Поэтому строгим родителям приходилось сопровождать ребёнка и отгонять от него толпу желающих прокатиться. Не удивительно, что о педальном автомобильчике мечтали практически все советские дошколята. В парках крупных городов игрушку можно было взять в аренду, но это было лишь жалкое подобие личного владения уникальной машинкой.
Взрослых удерживала от покупки не только высокая цена игрушки и её дефицит. В тесных хрущёвках, такой крупногабаритный экземпляр просто было негде хранить. Кроме того, конструкция автомобиля была не универсальна. Она была рассчитана на худощавых детишек от четырёх до пяти лет, а более старшие ребята в машину просто не помещались. Так что наслаждаться катанием дошкольник мог максимум пару лет или даже меньше.
Трёхколёсный велосипед
Это цельнометаллическое чудо с непробиваемыми колёсами и сегодня даст фору многим современным толокарам. Трёхколёсный «Пушок» или «Малыш» был идеальным транспортным средством для ребёнка: прочный, удобный, не слишком тяжёлый и главное, устойчивый. На нём детишки учились крутить педали и управлять рулём. А когда в совершенстве осваивали это искусство, можно было покупать новый велик на четырёх колесах.
Фото: Youtube.com