Современный человек привык начинать день с водных процедур, ополаскиваться возвращаясь с работы, а перед сном принимать горячую ванну, чтобы расслабиться. При этом каких-то сто лет назад нормой считалось мытьё всего раз в неделю. В ряде регионов средней полосы зимой баню посещали ещё реже. Как же случилось, что гигиену возвели в абсолют, а мокрые подмышки и несвежая голова стали признаками неухоженности?
Немного истории
До революции крестьяне мылись в бане, а при её отсутствии парились прямо в печке, охаживая горячие стенки мокрым веником. Для водных процедур выбирали отдельный день — чаще всего это была суббота. В холодное время года в деревнях купались раз в две недели и даже реже. Кроме того, почти не использовали мыло, заменяя его на самодельный щёлок.
В советское время вопросы гигиены встали ребром, ибо антисанитария приводила к вспышкам инфекций. Государству требовались здоровые граждане, поэтому санпросвету уделяли повышенное внимание. На заводах, в колхозах вешали агитационные плакаты, а в детских стихотворениях того времени водные процедуры становились темой целых произведений. Вспомните «Федорино горе», «Мойдодыр» и «Что такое хорошо и что такое плохо?». В них грязнуль ждали страшные последствия.
При этом с мылом, шампунем, стиральным порошком и даже туалетной бумагой в стране была напряжёнка. За товарами приходилось выстаивать немалые очереди, что отражалось на внешнем виде людей. В помывочных пунктах на производстве можно было принять душ после тяжёлого трудового дня или сходить в общественную баню, но во многих городских квартирах до сих пор не было горячей воды. Поэтому граждане мылись немногим чаще, чем пару раз в неделю.
Современный подход
На благодатную почву пользы регулярного мытья отлично легла первая реклама и заграничные товары из девяностых: мыло с триклозаном, дезодоранты для сухих подмышек и удивительные порошки, которые отстирывали бельё без кипячения. Как было не испытать на себе всю эту лавину интереснейшей продукции! Теперь вместо государства диктовать нормы гигиены стали производители, а люди изо всех сил пытались соответствовать и покупали, покупали, покупали. Маркетологи потирали руки и продолжали убеждать нас, как стыдно ходить с перхотью, прыщами на лице или потеть после пробежки.
Со временем во многих СМИ стал раздаваться голос разума. Врачи говорили, что нет необходимости мыть голову каждый день, а регулярное применение антисептика вредно, а не полезно. Кроме того, стали активно развенчивать мифы о чистоте, созданные рекламными роликами. В 2021 году некоторые Голливудские знаменитости и вовсе высказались о том, что избегают ежедневно принимать ванну и даже в душ ходят нерегулярно. Откровения Джейка Джилленхола, Эштона Кучера и Милы Кунис многих заставили призадуматься. Возможно, скоро маятник качнётся в другую сторону, а мы вернёмся к еженедельному мытью и общественным баням. Но это не точно.
Фото: Freepik.com