Всего несколько лет назад учёные и профессиональные реставраторы Европы обнаружили неожиданный факт об одной из самых известных картин Рембрандта. Оказалось, что на полотне «Ночной дозор» изображена не ночь. Просто художник чисто хотел закончить работу побыстрее.
Доскональное изучение «Ночного дозора» началось в 2019 году, когда во время химического анализа краски с картины в ней обнаружились особые соединения свинца. Обычно элемент добавляли для получения светлых тонов – но Рембрандт замешивал краски по-своему, чтобы получить нужный именно ему оттенок и… картины сохли быстрее. Причём такой метод использовался далеко не во всех шедеврах художника – ему просто в какой-то момент искренне надоело смотреть на сохнущую краску. Чего тогда не могли предположить – что такая смесь ещё и быстро выцветет. Поэтому вскоре после смерти Рембрандта на картину в буквальном смысле опустилась ночь.
В течение двух лет картину внимательно изучали – и в конце концов смогли проявить изначальный эскиз под слоем краски с помощью рентгеновских лучей. Так и выяснили, что на самом деле «Ночной дозор» – совсем не ночной. На самом деле полотно называется «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», и дело происходит днём. По тени даже смогли определить точное время – 2 часа дня. Кроме этого, на картине было полно мелких деталей – остроумная сатира как над самими мушкетёрами, так и над их врагами, двусмысленные намёки и неожиданные дополнительные персонажи. Некоторые эксперты даже разглядели в ней самого Рембрандта.
Все эти детали стали незаметны из-за «наступившей ночи», связанной с выцветанием свинцовой краски. Что любопытно – такие соединения потом использовали, чтобы искусственно состарить полотна. Например, когда делали аутентичную репродукцию. Но у Рембрандта было лишь желание поскорее расправиться с заказом. Пожалуй, многие из нас могут его понять.
Фото: rijksmuseum.nl