Это упряжка из трех лошадей, построенных в ряд. Изначально животных запрягали одну за другой, но этот способ не прижился. Неизвестно когда была придумана «тройка», но само слово вошло в русский язык в XVIII веке.
Тройку сопровождал звук колокольчиков и бубенцов. Если золотой рисунок являлся символом молнии, то колокольчики и бубенцы олицетворяли раскаты грома. Эти звуки называли «ямской гармонью». Примечательно, что каждая упряжка имела свое собственное звучание. Считалось, что человек, на которого наслали порчу, может от нее избавиться, прокатившись на громкой тройке. Такой обряд очищения стал неотъемлемой частью свадеб.
Центральная лошадь в упряжке должна идти рысью, быть самой сильной, крупной и выносливой. Боковые же скачут галопом, неся за собой «коренника». Тройка способна преодолевать большие расстояния на скорости до 60 км/ч.
Запряженные лошади смотрят в разные стороны. Уникальная особенность связана с инстинктами. Лошадь, которая находится с левой стороны, начинает движение с правой ноги, правая — наоборот. Повернутая голова позволяет животным сохранять равновесие.
Лучшие тройки получаются из лошадей одной породы. Подходящими для тройки считаются выведенные для быстрого бега лошади-рысаки: вятские лошади очень выносливы и поэтому надежны, а крупные орловские рысаки считаются самыми «статусными».
Появлению тройки способствовало почтовое дело. Россия — огромная страна, и доставка сообщений из одного города в другой занимала не один день и даже не неделю. Еще больше времени уходило в период осенней или весенней распутицы. Позднее на тройке стали перевозить не только почту, но и людей. Также она использовалась в качестве дорогостоящего развлечения для богатых жителей деревень и городов.
На ободы упряжек наносились узоры. Дугу коренника часто расписывали позолотой, которая символизировала молнию, сопровождающую вознесение Ильи-пророка. Узоры на пристяжных лошадях также имели смысл. Роспись делали для защиты ездоков от диких зверей и злых сил.