Сжигание чучела — точно самая весёлая часть масленичных гуляний (а если ещё и закусывать это дело блином — будет совсем идеально). Чучело, которое ждёт не самая приятная судьба, как бы в качестве извинения пытаются максимально украсить: одевают его в яркие платья, украшают густыми косами и цветастыми платками, рисуют большие выразительные глаза и алые губы. Только вот, если обращаться к языческим традициям, от которых и пошёл этот обряд, последнее запрещено категорически.
Кстати, в новое и красивое Масленицу тоже не наряжали. Облачение ей собирали всей деревней, выбирая самое ненужное старьё, ведь чучело — символ уходящей зимы, холода, смерти. Сжигая его, человек открывает дорогу новому, новой жизни, перерождению, весне. В этот момент логично избавиться от всего старого и ненужного, чтобы дать пространство чему-то другому.
Основных версий того, почему лицо чучелу никогда не рисовали, две. Обе напоминают нам о том, что Масленица — образ злого духа, духа смерти, зимы, холода. Потому обращаться с ним нужно крайне осторожно.
В первой версии говорится о том, что Масленицу старались максимально обезличить: якобы, оставшийся без лица символ безвреден для человека, в то время как в чучело, получившее рот, нос и, главное, глаза может вселиться тот самый злой дух.
Во второй версии предполагается, что зло само вселялось в горящее чучело. Потому и не было нужды в наделении Масленицы внешними признаками: злой дух, перед самым концом, являл себя, и на чучеле выступали черты лица. После обряда каждый человек мог говорить, что он видел истинный облик зла.
Фото: Youtube.com