Новые «Мастер и Маргарита»: фильм, далекий от романа сюжетно, но до восторга близкий атмосферно

Новые "Мастер и Маргарита": фильм, далекий от романа сюжетно, но до восторга близкий атмосферно
Никогда не разговаривайте с неизвестными
Премьера кино, снятого по мотивам одного из самых великих и запутанных произведений XX века заслуженно интригует, волнует, а затем поражает и восхищает. И хотя главы Булгакова преобразились в видении Михаила Локшина и Романа Кантора, экранная нехорошая квартирка как никогда передает дух оригинала.

Мастер - больше не разбитый молотом советской цензуры обитатель подвала домика на Арбате. Повествование встречает его во время развития карьеры и надежд на светлое завтра. Готовится к премьере его пьеса, в постановке которой участвуют Заслуженные и Народные, а утвердили постановку и «распространение» материала все Уважаемые. Писателя узнают на улице, молодая амбициозная актриса из глубинки напрашивается ему в друзья, тайно надеясь на покровительство.

Но все заканчивается в один момент. На глазах автора генеральный прогон постановки прерывают, декорации рушат, а премьеру отменяют. «Как получилось, что реакционная пьеса «Пилат» добралась до публикации?» – вопрошает верный идеям вождя и сребреникам бывший барон Майгель на показательном разбирательстве литераторов. После многочисленных обвинений с нотками графомании Писатель теряет место среди литераторов, на его карьере поставлен крест.

Тогда же ему в голову приходит идея для нового романа. Что, если в страну, где атеизм стал религией, явится сам дьявол? На страницы мистической Москвы попадает все окружение начавшего становление Мастера. От бывших коллег и друзей, которым уготована незавидная участь, до случайного знакомого иностранца с инициалами из одной буквы W и соседского черного кота. Вскоре в повествовании появляются сам Мастер и Маргарита - девушка, ставшая музой и вдохновительницей творца.

Новые "Мастер и Маргарита": фильм, далекий от романа сюжетно, но до восторга близкий атмосферно
Прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я 

Идея совместить происходящее в романе Булгакова с самим написанием произведения внутри книги великого автора настолько же гениальна, насколько и сложна. Создателям удалось выдержать грань между дышащей строительной крошкой реальной Москвой 30-х и столицей со страниц, рвущей облака железобетонными зданиями сталинского ампира. Однако при просмотре иногда приходится останавливаться и задаваться вопросом, в каком из миров картины мы находимся?

Расширение истории Мастера и смещение центра повествования на него и Маргариту позволили авторам оставить в образе писателя эпизоды жизни самого Михаила Афанасьевича. Персонаж не стал биографичным, однако обзавелся важными и необходимыми для истории Локшина деталями. Обратная сторона такого шага - присвоение фильму статуса «по мотивам», но плохо ли это? Нет. За классическим прочтением Булгакова стоит обратиться в театры или к отечественному сериалу 2005 года, довольно точно перенесшему оригинал. 

Хотя фильм отошел от сюжета первоисточника, он отлично перенес атмосферу мистической Москвы, где сатана правит бал. Операторские планы, визуальные эффекты, цветокоррекция (возможно, за внешний вид приема у князя тьмы стоит вежливо кивнуть «Дюне» Вильнева?) - все это безоговорочно погружает зрителя в инфернальную столицу. Слаженная работа съемочной группы обеспечивает зрителя впечатляющими кадрами на протяжении всего просмотра.

Конечно, отдельно следует отметить актерские работы, которые можно назвать безукоризненными. Хотя некоторые образы отдалились от литературных прототипов, все они работают на общую фантасмагорию происходящего. Упивающийся моментом Воланд Аугуста Диля, инфернальная Гелла Полины Ауг, грубоватый Азазелло Алексея Розина, вынужденно лицедействующий Коровьев Юрия Колокольникова, надломленная Маргарита Юлии Снигирь, отрешенный Мастер со «взглядом бога» Евгения Цыганова. Охватить все действующие лица, к сожалению, невозможно, но, будьте уверены, весь актерский состав, вовлеченный в проект, реализует себя до конца.

Новые "Мастер и Маргарита": фильм, далекий от романа сюжетно, но до восторга близкий атмосферно
Скажи мне, любезный Фагот, как по-твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось? 

Ложка дегтя в фильме - хронометраж. Кино длится 2.5 часа, и этого времени недостаточно. Создателям пришлось пожертвовать частью сцен из романа Булгакова ради сосредоточения на центральных персонажах. В результате сюжетная линия Пилата теряется на общем фоне, ограничиваясь несколькими эпизодами. А свита Воланда лишается большей части своих приключений в Москве, выступая лишь сопровождением мессира. Кажется, что некоторые сцены были отсняты, но не вошли в театральную версию.

Еще один нюанс, который может осложнить некоторым просмотр - местами лихорадочное повествование. В отдельных эпизодах на экране начинается балаган и несуразица (как нам кажется, нарочитые). Добавьте к этому упомянутую выше необходимость следить за ходом мысли авторов. Как результат - в картине можно потеряться. Это можно объяснить разными причинами. Возможно, проблема в необходимости уложиться в хронометраж. Но мы склоняемся к версии, что это дополнительный художественный ход, также роднящий экранизацию с романом Булгакова. 

Автор статьи позволит себе каплю сентиментальности: некоторые экранные сцены и образы с их хаотичностью приятно резонируют с тем, что при прочтении рисует воображение.

Резюмируя остается сказать, что новый фильм «Мастер и Маргарита» - масштабная премьера, о которой будут говорить. Кто-то оценит интересные находки авторов, преобразившие историю. Кому-то не понравится вольное обращение с первоисточником. Какая бы судьба не ждала картину, из нее удалось сделать достойный кинороман. А рукописи, как известно, не горят.

Новые "Мастер и Маргарита": фильм, далекий от романа сюжетно, но до восторга близкий атмосферно
Рукописи не горят 

29 января 2024, 21:30