Победой над Чумным доктором в первом фильме майор Игорь Гром (Тихон Жизневский) воздвиг себе вполне рукотворный памятник - уцелевший Санкт-Петербург. Теперь он любимец общественности, лицо борьбы с преступностью и даже компанейский человек. В отличие от себя предыдущего он не бегает от людей, а счастливо проводит с ними время, будь то напарник Дима Дубин (Александр Сетейкин), девушка Юля Пчелкина (Любовь Аксёнова), названный отец и начальник Прокопенко (Алексей Маклаков) или даже весь отдел коллег-полицейских.
На работе же сотрудник в восьмиклинке продолжает чистить лица преступникам и играючи расправляться с негодяями. Но наступает переломный момент, когда в привычный уклад полицейской жизни Питера вмешивается начальство. В город прибывает Мария Архипова (Юлия Сутулова) - амбициозный генерал-лейтенант, задумавший провести в северной столице реформу. Всех не прошедших переаттестацию сотрудников ведомства она хочет заменить дронами, любезно предоставленными компанией HOLT и ее главой Августом ван дер Хольтом (Матвей Лыков) (именно его отец в свое время продал Разумовскому костюм Бэтмена Чумного доктора).
В этот же момент в городе появляется террорист по прозвищу «Призрак». Взрывая символы Петербурга, он предлагает Грому простой выбор: либо тот увольняется из органов, либо бедствия продолжатся. Пробивной майор отказывается и начинает охоту за безумцем. А еще параллельно существует сюжетная линия Сергея Разумовского (Сергей Горошко), посаженного в психиатрическую лечебницу, где его обследует доктор Рубинштейн (Константин Хабенский).
Итак, фигуры расставлены, приступаем к игре.
Раз уж начали с завязки, посмотрим, во что она выливается. В свое время «Чумной доктор» (аналогии с которым неизбежно будут нас преследовать) развивался по давно существующим канонам супергероики, но самостоятельным, достаточно самобытным путем. Здесь ситуация схожая, но лишь с отдельными элементами: например, когда Гром участвует в «Игре» призрака - все работает отлично, и зритель впивается руками в подлокотники кресла. Да, найти параллели с другими известными проектами не сложно, но от этого восприятие не портится, ведь по итогу создаются захватывающие сцены и связное развитие оригинального повествования.
Но параллельно существует несколько других линий и чрезмерное (что видно уже по аннотации) количество персонажей. И они работают куда хуже. Если первый фильм был хоть и дорогим, но экспериментом Bubble studios, то сиквел - это фундамент для расширения киновселенной. Рубинштейн и Хольт в сюжете воспринимаются как нечто необязательное и нераскрытое (возможно, последнего добавили, чтобы связать кино с будущим сериалом «Фурия» про другую героиню Bubble, визави которой, как раз, и является миллионер). Авторы ввели огромное число героев, но в итоге они и не увлекают, и отвлекают от основного сюжета.
Первый «Майор Гром» умело сочетал знакомые зрителю родные виды, русский колорит с супергеройской тематикой. При этом не забывая разбавлять это отсылками к культурному коду и поп-культуре. «Игра» тоже может этим похвастаться: здесь есть и приятно удивляющие камео (Чебатков и Баженов очаруют молодежь, как минимум, своей причастностью к проекту), и аутентичные шутки, и отсылки к советскому кино, и даже про мемы не забыли.
Но иногда авторы заигрываются в референсах, и в итоге за полчаса хронометража 5 раз герои говорят фразами из завирусившихся видеороликов. И это перебор, переводящий аккуратные, а потому интересные, шутки в неуместные хохмы. Питер тоже преобразился - родных сердцу ларьков с шавермой и дворов-колодцев стало меньше, а психиатрическая лечебница Рубинштейна выглядит как нечто среднее между Алькатрасом и Аркхэмом. Понятно, что супергероика на фоне достоверно показанного Петербурга будет смотреться абсурдно, но не теряйте связь экранного и реального городов, у вас же так хорошо получалось раньше!
Отличная операторская работа, динамичные переходы и монтаж стали одной из визитных карточек прошлого фильма. А музыкальное сопровождение отлично дополняло происходящее, добавляя где-то комичности, а где-то и драматургии. Нынешний Майор Гром эту тенденцию, к счастью, сохранил в большинстве аспектов. Драки смотрятся отлично, отдельные сцены сняты оригинально, чем отлично работают на погружение зрителя в происходящее. А саундтрек все также может засесть у вас в голове (или даже в плейлисте).
Но по субъективному ощущению автора в основном изображение стало проще. Если в «Чумном докторе» стиль сохранялся в каждом эпизоде, формируя общую картину, в «Игре» оригинальности на все не хватило. И из-за иногда возникающего ощущения затянутости сюжета (вызванной уже упомянутым количеством веток развития) это чувствуется особенно остро. Возможно, это взаимосвязано: авторы и рады были бы снять красиво, но сил, и времени не хватает, да и сцена не слишком значительна.
Последний раз обращаемся к сравнению с предыдущей частью: она смотрелась как самостоятельный фильм с самодостаточной законченной историей. «Игра» же потеряла очки в первом пункте. Она также имеет базовые завязку, кульминацию, развязку, сюжетные повороты и даже дает новым зрителям краткий экскурс в предыдущий фильм. При этом деконструкция привычных лекал супергеройского кино в ней сохраняется, пусть и в меньшей степени.
Но также картина стала больше походить на западную прилизанную супергероику с ее приевшимся бафосом. И это не плюс. При этом воспринимается она как промежуточный шаг между дебютом Bubble на большом экране и дальнейшим планомерным развитием киновселенной. Возможно, из-за последнего хочется дать сиквелу «Майора Грома» шанс: интересно, что мы увидим в будущем. Но отсутствие у создателей статуса новичков в жанре уже заставляет воспринимать фильм более критично.
Думай как быть дальше, Игорь, думай.
Источник фото: Кадр из фильма "Майор Гром: Игра"