Фильм «Пациент № 1»: табуированная тема угасания некогда всемогущего генсека

Картина «Пациент № 1»: табуированная тема угасания некогда всемогущего правителя
Фильм Резо Гигинеишвили продолжает путешествовать по кинофестивалям и собирать награды от критиков. Притча о сути власти и борьбе за нее, вдохновленная личной трагедией режиссера и завернутая в историю об умирающем генсеке ЦК КПСС.

В тесных, давящих стенах больницы проходят последние дни руководителя страны. После операций и в силу возраста он практически беспомощен, а его сознание все больше погружается в хаос абстракции. Тем не менее он все еще возглавляет государство, и столь важному пациенту требуется надежный сопровождающий.

Им становится медсестра Саша. Разумеется, предварительно ее тщательно проверяют. На дворе 1984 год. Саша проходит отбор и становится своеобразной хранительницей человека, вершившего судьбы миллионов. По мере повествования образы главных героев все больше раскрываются, постепенно затягивая зрителя в палату с низкими потолками, давящими стенами и окружающей действительностью.

Хотя в затемненном мозгу генсека он все еще сама власть, на деле он беспомощен, и, что куда важнее, бесполезен. От монарха (таким его рисует повествование) нужна лишь еле дышащая оболочка, лицо, прикрывшись которым, другие близкие к правлению распределяют власть между собой. Когда сознание возвращается к старику, по его требованию ехать в Кремль тут же снаряжают машину. Но после она ездит кругами, пока правитель не впадет в забытье и его без проблем возвращают на койку в больницу.

Практически неподвижный на экране, Александр Филиппенко,  создает тяжелый и многогранный образ вождя. А отрешенный персонаж медсестры в исполнении Ольги Макеевой дополняет этот дуэт. При этом все участники проекта формируют его атмосферу. И представитель органов Игорь Черневич, и великая Инна Чурикова в своей последней роли (она сыграла жену генсека).

Хотя умирающий лидер читается как Черненко, в его основе куда больше прототипов. Гигинеишвили отмечал, что образ основан на нескольких реальных генеральных секретарях Союза: Брежневе, Андропове и Черненко. В те годы все первые лица страны умирали в обстановке строжайшей секретности, пока в коридорах правления уже готовилась смена власти.

При этом режиссер объясняет, что из всех перечисленных имя Константина Устиновича значит меньше всех. Это дополняет восприятие персонажа, который являясь диктатором остается «никем». Также герой вдохновлен многими произведениями литературы: «Смерть Ивана Ильича» Толстого, «Осень патриарха» Маркеса, легенда о царе Давиде.

Однако сама идея, по словам Резо, появилась после того, как режиссер ухаживал за своим отцом. 

«Когда в тот злосчастный день его кровать подняли в реанимацию, в палате остались только тапочки и вмятина, след от колес больничной койки. Я не могу говорить про большие общие темы — они у меня всегда рождаются из частной и очень личной эмоции. Для меня вот эти тапочки важны», - говорит режиссер.

«Пациент №1» уже завоевал несколько наград на различных фестивалях. В Котбусе картину отметили за лучшую режиссуру. Также в Германии фильм удостоился кинопремии Вернера Херцога. В Таллинне на фестивале «Темные ночи» лента забрала приз в номинации лучшей работы художника-постановщика. Вероятно, на этом шествие картины по престижным кинопремиям не закончится, с чем можно поздравить Гигинеишвили и всех участников проекта.

23 ноября 2023, 18:30