Экранизация одноименной книги культового Станислава Лема, снятая не менее культовым Андреем Тарковским. По сюжету на космическую станцию, вращающуюся на орбите планеты Солярис прибывает психолог, Крис Кельвин. Ему поручено разобраться в странном поведении сотрудников станции, с виду сошедших с ума. Однако со временем он начинает все больше понимать коллег. Хотя картина, как и остальные работы Тарковского, скрывает глубокую философию, в ней можно углядеть и предсказания будущих открытий. А то, как показано влияние бескрайнего космоса на человека вызывает мурашки.
Фильм Ридли Скотта, в котором герой Мэтта Деймона более полутора лет выживал на красной планете в ожидании спасательной миссии. Имея ограниченное количество оборудования, еды и кислорода он использует все доступные методы, чтобы продержаться до прилета шаттла под управлением товарищей. Некоторые детали картины, связанные в основном с атмосферой и радиацией на реальном Марсе остаются исключительно фантазией авторов. Однако консультации с NASA позволили снять правдивое во многих моментах кино (да, при наличии инфраструктуры, на Марсе можно выращивать картошку).
Еще одна картина о противостоянии человека и внеземного пространства. Двое астронавтов, находящихся на Земной орбите, оказываются в центре катастрофы и теперь вынуждены дрейфовать по космосу в поисках действующей космической станции. О кинематографичности фильма Альфонсо Куарона все необходимое говорит наличие комплимента от Джеймса Кэмерона. А консультант картины, астрофизик Кевин Грезье, обеспечил ей высокий уровень точности с небольшими допущениями (наибольшее из них - удаленность станций МКС и «Тяньгун»).
Стэнли Кубрик более 50 лет назад сняли кино, которое впечатляет визуалом даже в наше время. Фантастические исследования космоса, приключения и противостояние людей и искусственного интеллекта. Своим запутанным проектом Кубрик заложил основы сразу для нескольких тропов, активно использующихся и по сей день. Хотя сюжет фильма до сих пор тяжело поддается восприятию, визуальные и стилистические находки создателей позволяют называть мир «Одиссеи» проработанным до мелочей. А некоторые фантазии авторов стали повседневностью современных космонавтов.
Работа Кристофера Нолана затрагивает с научной точки зрения перемещения не только в пространстве и космосе, но и во времени. Когда Земля оказывается на грани гибели, последняя экспедиция астронавтов отправляется в червоточину, чтобы найти новую планету, подходящую для жизни. В это же время ученые, оставшиеся на родине, ищут возможности переместить в потенциальный новый дом остатки человечества. Фильм был обласкан учеными за использование популярных теорий. И хотя некоторые моменты кажутся невозможными, их можно объяснить тем, что мы все еще почти ничего не знаем о космосе, так что делать выводы пока рано.
Источник фото: Кадр из фильма, Freepik.com