Стивен Кинг без преувеличения обожает фильмы по своим книгам. Он находит хорошее даже в самых неудачных кинолентах, которые массово ругали критики. Тем удивительнее, что исключением стал один из самых удачных переносов его работы на большие экраны.
Начать стоит с того, что Стэнли Кубрик отошёл от оригинального материала при составлении сценария к своему фильму. Главный герой Джек Торренс в произведении Кинга был хорошим человеком со своими демонами и алкогольной зависимостью. Он не был чудовищем сам по себе – но из-за своих проблем попал под влияния отеля, полного сверхъестественных ужасов.
Кубрик же сразу изобразил Джека тяжёлым человеком. Холодным, пренебрегающим семьёй. В нём есть что-то хорошее – но оно зарыто настолько глубоко, что не может победить нахлынувшую на него жажду крови. Акцент в киноленте делается не на сверхъестественный ужас, а на звериную природу человека.
Различия между фильмом и оригинальной историей – не редкость в киноиндустрии. В том числе для работ Стивена Кинга. Сам автор даже участвовал в написании сценария к некоторым из таких картин, чтобы помочь сделать перемены органичными. Изменения можно найти в «Зелёной Миле», «Тумане» и «Бегущем человеке», которые также считаются одними из самых успешных киноадаптаций.
Так почему именно «Сияние» Кубрика заслужило самую настоящую ненависть Кинга? Оказалось, что для автора эта история и её главный герой – особенные.
Как впоследствии поделился писатель, он вложил в оригинального Джека Торренса частичку себя. Главный герой тоже автор книг, который старается быть хорошим человеком вопреки своим проблемам и зависимостям. Книжное «Сияние» – это, среди прочего, исповедь бывшего алкоголика, который рассказал о своей тяжёлой, но победоносной борьбе с вредными привычками и токсичным поведением.
Поэтому неудивительно, что Кингу было больно увидеть, как его историю переиначили и добили поражением Джека в противостоянии своему безумию.
Тем не менее, фильм остаётся одним из любимых среди фанатов. Объективно – он этого заслуживает. Была проделана потрясающая работа сценаристов, актёров, создателей спецэффектов и декораций. Кубрик постарался на славу.
Кроме того, ещё одному режиссёру – Майку Фланагану – удалось немного примирить разные версии «Сияния» в своей киноадаптации сиквела «Доктор Сон». Сам фильм позиционировал себя именно как продолжение истории Кубрика, но авторский взнос Фланагана помог вернуть историю ближе к тому руслу, в котором её хотел бы видеть сам Стивен Кинг.