Любой хороший проект всегда начинается с достойной команды. И у «Слова пацана» она была. Начиная от Жоры Крыжовникова и Андрея Золотарева на посту режиссера и сценариста и заканчивая Робертом Гараевым, автором книги, ставшей основой для проекта. Именно ему и посвящена фраза выше - писатель присутствовал на всех этапах производства шоу и всегда был готов проконсультировать и направить авторов.
Но не стоит забывать и про яркий актерский состав. Исполнителям ролей тоже есть что рассказать. Оказывается, Леон Кемстач попал в проект благодаря нежеланию участвовать в кастинге: его мать отправила видео, в котором он отказывается проходить пробы и просит ее убрать камеру. Режиссер заметил интересного исполнителя и пригласил его на роль. А вот Сергей Бурунов после прочтения сценария загорелся проектом. Иван Янковский же признался, что, если бы он жил во времена, когда происходят события, он хотел бы походить на своего героя, Вову Адидаса.
Образы героев создатели собирали из живых деталей. Возможно, поэтому некоторые персонажи получились до мурашек узнаваемыми. Например, Флюра Габдуловна, учительница Марата и Пальто говорит фразам классной руководительницы режиссера. Эмоции отца Марата и Вовы Бурунов и Крыжовников подбирали на основе поведения отца последнего. А устами героини Юлии Александровой говорили родители, кажется, половины съемочной группы.
Так в сериал приходили и незначительные на первый взгляд детали, придавшие ему аутентичность и атмосферу эпохи. Идею сделать картонное пианино для Пальто авторы позаимствовали у актрисы Юлии Пересильд. А висящие в запястьях руки у персонажа Минекаева (как у тиранозавра) Жора подсмотрел у директора клуба, в котором работал в молодости.
Но были референсы и для целых событий сериала. Естественно, речь не про создание группировок в Казани 80-х годов, а бытовых, но тем более пронизывающих своей простотой ситуаций. Например, поджог волос сошедшей с ума матери Пальто - история, которую Крыжовникову рассказала однокурсница. А Гараев отмечал, что наибольшее сходство с собой видит у Ералаша: он так же в детстве мечтал подарить бабушке утюг, чтобы ей было легче управляться с делами по дому.
Авторы вспоминают, что на сценарий было потрачено примерно 300 часов. Однако сюжет выстраивался последовательно и прагматично. История нуждалась в человеке, незнакомом с устоями пацанов, чтобы рассказать их герою и зрителю. Так возник Пальто. Потом появилась необходимость вывести относительно детские забавы главных героев на подростковый и взрослый уровень. Для этого требовались более возрастной образ, и в сюжете появился Вова Адидас. А дальше в повествовании понадобилась доля надежды, и возникла Наташа, воплощенная Елизаветой Базыкиной.
Зрители не раз отмечали правдоподобность декораций и окружения героев. За это нужно сказать спасибо команде художников и декораторов, корпевшим над каждой деталью. И, конечно, требовательности режиссера. Так Аксинья Тулегенова вспоминает, как прямо перед съемками школьной столовой Крыжовников обратил внимание на… Ложки. Они были советского формата, но не алюминиевыми, как помнил режиссер. Пришлось быстро менять реквизит.
А съемки в городе иногда оборачивались проблемами, которые приходилось решать по факту возникновения. На доме, где проходили съемки, в ночь перед приездом съемочной группы появилась надпись крупными красными буквами. И хотя смысл ее был милейший, антуражно она не подходила сцене от слова совсем. И, как вспоминают создатели, с такими трудностями приходилось сталкиваться регулярно.
Сценарий правился прямо во время съемок. Доходило до того, что уже после завершения смены появлялась необходимость доснять какой-то из эпизодов. А ситуативные решения привели к тому, что Зима и Турбо просто поменялись образами. В сцене побега из больницы должен был участвовать герой Зулькарнаева, но актер не смог приехать на смену и его заменил Копейкин. А позже исполнители вновь поменялись, и в кульминационный момент столкновения «Универсамовских» с Желтым рядом с Адидасом вместо Турбо был Зима. Так арки героев зеркально изменились.
До последнего момента создатели не знали, кто из персонажей на экране доживет до финала. Золотарев вспоминает, что больше всего споров было вокруг милиционера Ильдара Юнусовича. Крыжовников регулярно пытался его убить самыми разнообразными способами, и лишь Андрей стоял между кровожадным режиссером и его героем.
Но, пожалуй, самым интересным остается решение авторов переснять финал «Слова пацана». Оказывается, причиной стал вовсе не слив заключительных эпизодов. На деле же по мере отсмотра выпущенного материала команда поняла, что упустила незаметную деталь из-за которой повествование должно было пойти по другому пути. После обыска у Адидаса Ильдар должен был пойти с той же целью к его отцу. И это привело бы к моральному разрушению персонажа Бурунова, его падению в глазах коллег и кардинально другому прощанию между старшим Суворовым и его сыном. И авторы осуществили задуманное, подарив зрителям поражающий финал.
Источник фото: Кадр из фильма