Сравниваем «Слово пацана» и «Библиотекаря»: как один проект стал популярнейшей премьерой и лицом эпохи, а другой - нет
Кино и сериалы
С виду у двух сериалов 2023 года почти ничего общего, но это только с виду. Нашумевшее Шоу Жоры Крыжовникова отражает быт и жизнь 80-х годов, а экранизация романа Елизарова - 90-х. Если убрать мистическую составляющую в последней, то оба проекта будут об одном и том же: как люди приспосабливались к непростым временам, выпавшим на их долю. Но почему «Слово пацана» почти моментально приобрело взрывную популярность, а работа Игоря Твердохлебова - нет?
Причин, как всегда, несколько. Главная из них - подача. Проект Крыжовникова принципиален и прямолинеен. Он досконально пытается воссоздать мрачную сторону ушедшей эпохи, сосредотачиваясь на реализме и деталях. Персонажи здесь убивают друг друга не ради мистических артефактов, а за куда более материальные вещи и сомнительные принципы.
«Библиотекарь» же находится в фэнтезийной оболочке из-за первоисточника. Но если в произведении Елизарова за всей магией крылись метафоры, размышления и рефлексия о том времени, сериал выбрал более простой путь. Большая часть скрытых смыслов в шоу о поиске книги Смысла была утеряна в угоду динамичного повествования. В результате осталось только фэнтези-составляющая.
Другое серьезное различие, как следствие из предыдущего - центры внимания проектов. При просмотре «Слова пацана» люди, знакомые с тем временем, почувствуют неприятные мурашки, а молодое поколение не захочет верить, что события на экране имели место в реальности. Создатели разбросали на экране множество знаковых деталей, характеризующих время, начиная с самих молодежных банд и заканчивая очередями за водкой.
Для «Библиотекаря» запечатление эпохи является второстепенной задачей. Декорации и реквизит напоминают зрителю о том, что место действия - Россия 90-х годов. Но события развиваются в отрыве от времени, что позволяет не сосредотачиваться на последнем.
Также важны лейтмотивы шоу. Крыжовников рассказывает историю о простых пацанах, стоящих за свои простые ценности. В событиях на экране нет нужды искать подтекст и смыслы - все и так перед зрителем. При этом проблема, поднимаемая в шоу, является острой, масштабной и болезненной даже спустя столько лет - не даром съемки запретили проводить в Казани, где и разворачивается сюжет.
А идеи Елизарова не менее масштабны, но куда более завуалированы в книге. При этом, как мы уже сказали, в сериал Твердохлебова из первоисточника перекочевала лишь история, утратив подтексты, отражавшие эпоху. В результате в «Библиотекаре» и докопаться до того времени труднее, и количественно его куда меньше. Единственный мотив, лежащий на поверхности - повальный эскапизм 90-х, и побег людей от реальности с помощью книг и субкультур, сплочающих единомышленников. Однако на фоне других знаковых проблем того поколения эта не кажется такой острой.