«Тарковгейт» или как аудитория жадного издателя продавила

«Тарковгейт» или как аудитория жадного издателя продавила
Игровая индустрия и её плоды родом из СНГ всегда были деликатным, если не интимным, предметом для отечественного игрока. Любой продукт, снискавший хоть сколько-нибудь значимую даже не мировую, но хотя бы региональную популярность, вызывал теплое чувство причастности к этому успеху и общий эмоциональный подъём среди всей аудитории игр.

«Вот же они! Наши. Могут же, когда захотят!» — любимая реплика такого болельщика за отечественный игропром по случаю любого успеха. И эта реплика не лишена доли правды: когда игровая индустрия СНГ разрождается очередным продуктом, он зачастую может затмить лучшие из зарубежных релизов даже среди западной аудитории. Но история помнит немало провалов, которые, в свою очередь, часто затмевают самые громкие из мировых скандалов.

Проект Escape from Tarkov является таким же народным долгостроем, каким в свое время был небезызвестный «S.T.A.L.K.E.R.». Игра представляет из себя претензию на реалистичный шутер-выживалку на территории изолированной «горячей точки» в вымышленном городе Тарков на западной границе РФ, где столкнулись интересы американской и российской ЧВК, продажных ученых и российской армии. По сюжету игрок действует от лица наемника-одиночки, которого бросило командование и теперь ему нужно «сбежать из Таркова», чтобы выжить. Игра строится по принципу сессий из рейдов по 30-40 минут, куда игрок надевает снаряжение, повышающее шансы выйти из рейда с добычей, но, если он гибнет в рейде — теряет всё, что принёс и всё, что в рейде нашёл.

«Тарковгейт» или как аудитория жадного издателя продавила
Когда-то всё начиналось так 

Разработка ведется, начиная с далёких 2010-х годов, а с августа 2016-го была открыта возможность поучаствовать в закрытом альфа-тестировании игры и приобщиться к процессу её разработки за символические 1600 рублей за минимальный пакет и 5000 рублей за максимальный. Альфа-тестирование уже закончилось, но фраза «игра в стадии разработки» стала настолько привычной для объяснения всех проблем продукта, что её решили оставить во что бы то ни стало, переведя тест в уже стадию закрытой беты, где игра и находится последние 8 лет. Покупателям максимального пакета были обещаны огромные преференции, поскольку они вложили немалую лепту в развитие студии, но, кажется, разработчики стали постепенно забывать, где они были и благодаря кому они прославились.

В 2020-2022 годах благодаря удачной медиакампании, партнёрству с контентмейкерами на Youtube и Twitch о EFT узнали на западе, и игра перестала быть исключительно русскоязычным явлением. Западный рынок, значительно более богатый и традиционно любящий игры с «славянским» шармом за эстетику СССР и возможность прикоснуться к нарративу другой части мира через экран, моментально распробовал «новинку» и начал охотно давать разработчикам столько денег, что со всех стран СНГ не соберется за много лет, ведь на западе игра продавалась за $99.99, т.е. почти в два раза дороже, чем в России.

«Тарковгейт» или как аудитория жадного издателя продавила
Многие AAA проекты не переходят границу в 70$ 

Такое вливание средств моментально вскружило голову геймдизайнеру и главе студии Никите Буянову. Никита решил, что его студия способна на большее, поэтому началась разработка параллельной игры на базе основного «Таркова» под названием «Escape from Tarkov: Arena». Арена была призвана сделать вселенную Таркова более доступной, позволяя играть не в рейды по 30-40 минут, а в короткие сессии перестрелок на 10-20 минут, по типу известной Counter-Strike. На разработку «Арены» было потрачено множество средств, игра позиционировалась, как платформа для киберспорта, организовывались турниры, медиазоны, тратились баснословные деньги на продвижение. Словом, делалось всё, чтобы даже ленивый хоть раз услышал о новом продукте. В то время основная игра оказалась несколько брошена, ведь команда разработки состоит из 200-300 человек по открытым данным, и интенсивно развивать оба продукта такими силами невозможно.

И вот «Арена» наконец вышла на рынок и практически сразу умерла. Игра оказалась совершенно недостойной киберспортивного уровня, традиционные проблемы с плохой производительностью даже на мощном компьютере перекочевали в эту игру, да ещё и усугубились, хотя площадь карты и количество объектов на «Арене» меньше на порядок, в сравнении с основной игрой. Так ещё и базис игры в виде медленного, вязкого геймплея основного «Таркова», рассчитанный на тактические маневры, нежели на моторные рефлексы, прямо конфликтовал с концепцией Counter-Strike. В общем, новая игра не работала как технически, так и практически.

«Тарковгейт» или как аудитория жадного издателя продавила
Арена для лутер-шутеров выглядела не лучшим решением 

Для финансовых дел студии это стало катастрофой, открытые налоговые отчеты (студия зарегистрирована в Великобритании) за 2022 год показывают, что Никита Буянов вложил больше, чем мог себе позволить и остался в долгах на несколько миллионов долларов. Учитывая, что модель монетизации у всех игр по вселенной Таркова «один раз купил, играй, сколько хочешь», а в игре не было предусмотрено других способов кормить разработчика, студия потеряла единственный способ отбить вложения. Первое впечатление испорчено, качество продукта низкое, исправить положение не вышло, продажи идут плохо.

Такое плачевное положение вынудило действовать решительно. В конце апреля без предупреждения был представлен новый максимальный пакет игры The Unheard Edition, что буквально переводится как «неслыханное издание». Этот пакет обещает игрокам преференции, которые многими были сочтены за pay-to-win («заплати и выиграй»), поскольку дают преимущество над другими игроками на грани нечестного. Стоимость пакета в РФ составляет 13 тысяч руб., а цена для западного рынка — неслыханные $250. Неслыханные потому, что среди всех издателей всего мира за всё время едва ли найдется игра, дороже $100 за самый максимальный пакет.

«Тарковгейт» или как аудитория жадного издателя продавила
Тарковчане, приготовьте ваши кошельки 

Что ж, «наши» смогли превзойти весь мир и в этот раз. Такая модель зарабатывания денег вызвала волну негодования, даже самые верные сторонники игры ополчились на разработчика. Обиднее всего было тем, кто в далеком 2017 году купил максимальное издание и считал себя столпом сообщества игры, а теперь остался не у дел. Реакция сообщества прямо сейчас заставляет Никиту Буянова на ходу менять условия нового пакета так, чтобы успокоить аудиторию. Такие неловкие попытки исправить положение вызывают ещё большее возмущение происходящим. Несмотря на то что студия уже пошла на уступки, гарантировав, что часть новых бонусов достанется и «старичкам», а также снизила цену улучшения до нового пакета для них, положение исправить уже не получится. Неужели эта ошибка стоит жизни в общем хорошему и популярному проекту, который создал целый жанр игр по своему образу и подобию? За годы успеха у Таркова появилось немало конкурентов, которые ждут ошибки, чтобы занять место под солнцем. Неужели Акела промахнулся?

30 апреля 2024, 08:00