Стереотипы в нашей голове, воспитание, нормы морали все это приводит к возникновению мелких ошибок в работе мозга. В такие моменты так и хочется спросить у наших извилин: «вы на чьей стороне?». Это называется когнитивными искажениями. Рассказываем, что это, и как начать замечать ловушки нашего сознания.
Его суть отлично описывает диалог из прекрасного фильма «Табор уходит в небо»:
-Скажи мне, Чудра. кто больше знает: дурак или мудрец?
-Дурак. Мудрец во всем сомневается.
Чем меньше человек знает, тем больше он уверен, что знает все. Из-за этого он выставляет напоказ свои «необъятные» способности, и если свидетелем этого действа становятся хоть сколько-то компетентные люди, то человек оказывается в весьма неловкой ситуации. При этом чем больше знает человек, тем меньше он стремится демонстрировать свои таланты, ведь он сомневается в собственной правоте.
Если вы хорошо разбираетесь в какой-то теме, то на подсознательном уровне у вас создается впечатление, что это очевидно и для остальных. Это приводит к ситуациям, в которых человек начинает вести диалог на изученную тему на заранее высоком уровне понимания. А если второй участник разговора не разбирается в данном вопросе, то это ведет к недопониманию. И, кстати, проклятие знания негативно влияет на нашу самооценку, ведь оно обесценивает нашу компетентность в том или ином вопросе.
Это искажение выражается в том, что мы изо всех сил будем цепляться за что-то, на что мы потратили деньги, даже если нам это не нужно. Например, вы купили подержанный автомобиль за небольшую цену, стремясь сэкономить. Но позже вам стало ясно, что машина требует дорогостоящего ремонта. Причем по цене он будет сопоставим с покупкой другого авто. Но вы изо всех сил будете вкладывать средства именно в купленную машину. И не важно, что изначальной целью было потратить как можно меньше, человек изо всех сил оправдывает собственные затраты, даже если ради этого их придется увеличить в разы.
Здесь все немного сложнее. Это искажение работает в две стороны, когда человек себя либо переоценивает, либо недооценивает. Например, предположим, в один месяц начальство отметило вас за отличную работу и выплатило премию, а в другой награду получил ваш коллега. И здесь можно отреагировать по-разному. Если человек негативно предвзят к себе, то достижение он воспринимает как результат удачи, а не собственных усилий. Если же он, наоборот, завышает себя в собственных глазах, то звание лучшего - это заслуженное награждение, а вот его отсутствие - огромная несправедливость.
Суть этого когнитивного искажения в том, что формулировка подачи информации фатально влияет на ее восприятие. Этот феномен человеческого мозга проще всего объяснить на эксперименте, с помощью которого изучали эффект фрейминга в 1980-х годах. Была сформулирована ситуация, в которой 600 человек могут умереть от эпидемии. Участникам эксперимента предлагали два варианта по решению проблемы. Первый - 200 человек будут спасены, второй - с вероятностью 33% 600 человек спасутся, но с вероятностью 66% умрут все. Большинство проголосовало за первый вариант. После этого формулировки были изменены. В одной говорилось, что умрут 400 человек, а в другой, что вероятность спасения всех зараженных 33%, а шанс, что все погибнут, 66%. И теперь большинство участников опроса выбирали второй вариант. При этом, если приглядеться, оба случая давали одинаковые прогнозы, изменялись лишь формулировки. Так что в некоторые моменты просто необходимо умение подобрать правильные слова.
Это когнитивное искажение можно назвать эдаким подбиванием результатов в свою пользу. Предположим, у вас завязался спор с человеком, который утверждает, что Земля плоская. Чтобы подтвердить свое мнение он начнет копаться в Интернете и будет игнорировать все утверждение об округлой форме Земли, выискивая именно подходящие ему факты. Тут, кстати, часто проявляется и эффект фрейминга: если человек хочет не разобраться в вопросе, а доказать собственную правоту, то он будет создавать запросы, в которых заранее заложена желаемая информация. Например, опять же, про плоскую Землю, запрос будет не «Форма Земли», а «Почему Земля плоская».
Логично, что куда легче вспоминаются события, которые произошли недавно. И этот факт играет с нашим мозгом злую шутку. Если недавно у человека кто-то из друзей попал в ДТП, то садясь за руль он сразу же будете вспоминать об этом. И подсознательно он начнет бояться попасть в аварию намного сильнее, чем раньше. И пусть при этом у него ни единого ДТП за 10 лет вождения, а за рулем он как Шумахер. Это не будет играть никакой роли в рациональности суждений, ведь сильные эмоции от недавнего переживания перекроют все остальные.
Вам нравятся гороскопы? Тогда возможно вы стали жертвой эффекта Барнума. Его суть заключается в том, что человек вечно нуждается в подпитке своего эго. Из-за этого ему очень нравятся разные суждения, которые, казалось бы, написаны прямо для него. И неважно, что их содержание весьма расплывчато и относится чуть ли не к каждому первому жителю планеты.
Источник фото: unsplash.com