Без лишних слов: плох ли фильм? Да, без саркастической улыбки не имея пелены ностальгии перед глазами смотреть его тяжело. Стала ли эта киноадаптация худшей в списке мышиной студии? Пожалуй, нет, ведь, по крайней мере, спектр человеческих эмоций картина передать смогла (в отличие от «Короля льва», где Симба просто не может мордой лица изобразить ряд переживаний). Холли Бэйли - главная проблема фильма? Опять же, нет. Да, многие похоронили проект еще на этапе кастинга, когда роль Ариэль отдали темнокожей певице, однако она в фильме не так плоха, а иногда даже хороша. Теперь обо всем по порядку.
Мы уже упоминали, что один из шансов новой «Русалочки» получить хоть какую-то художественную ценность - это добавить нечто новое в уже выученную зрителем наизусть историю. И, сравнив хронометраж мультфильма 1989 года (83 минуты) и новой ленты (135 минут), можно подумать, что авторы так и сделали. Ну, как бы вам сказать… И да, и нет.
В целом, рыбохвостую менять сильно не стали (кроме внешности, разумеется). В море она все также дерзит отцу, не обращает внимания на его просьбы и занимается чем хочет, а именно - собирает разные «артефакты» из мира людей. Так, например, она находит подзорную трубу и пытается разобраться, как пользоваться этим длинным толстым предметом. Но уже в следующей сцене она исследует затонувший корабль и, увидев пару пушек на нем, с видом знатока замечает, что, вероятно, это было военное судно. То есть, она только что пыталась понять, как пользоваться подзорной трубой, а вот про пушки и то, для чего они созданы, она знает?
На суше же она все также пытается закрутить роман с наследником престола, веселится и разбирается в устройстве внешнего мира. Правда, в оригинале, благодаря выразительности мультфильма и некоторой дополнительной сказочности событий, которую дарит нам анимация, незнание Ариэль о предназначении вилки вызывало улыбку. А здесь это вызывает чувство испанского стыда (как минимум, потому, что она пытается расчесать дреды).
Кстати, в мультике после того, как у русалочки появились ноги, ее на берегу нашел Эрик, что и привело к их знакомству. Видимо, создатели фильма посчитали нелогичной телепортацию героини из морских пучин на остров и все поменяли. Теперь ее посередь океана находит моряк и везет прямиком во дворец (интересно, так поступают со всеми потерпевшими кораблекрушение?). Более того, проведать случайную девушку из моря приходит сам принц, и так они знакомятся. Спасибо, теперь все логично (нет). Кстати, про Эрика.
Принц Эрик, который в оригинальной ленте был скорее декорацией с неожиданным актом героизма в конце, обзавелся своей предысторией, характером и сюжетной аркой. Многие отмечают этот факт как плюс для фильма. Так что сосредоточить на нем свое внимание стоит особенно сильно, ведь большинство нововведений сюжета касаются именно его. Характер-то Эрику добавили, спору нет, проблема в том, каким он получился… Если говорить про мотивацию, то все просто - он хочет двигать весь мир в прекрасное будущее, налаживать отношения с соседями, чтобы его остров процветал. При этом он очарован спасшей его незнакомкой (точнее, ее голосом, лица он не запомнил) и намерен найти ее и отблагодарить (пока звучит, как интересный положительный персонаж, да?).
Но при этом он непостоянен, вечно меняет свои решения и постоянно тупит: только что он бредил о том, чтобы найти девушку, спасшую его, но стоит перед ним появиться новой симпатичной особе, как он забывает про предыдущую. Более того, это происходит не один раз! Когда Урсула выдает себя за его спасительницу, он готов в тот же день идти с ней под венец, хотя уже, вроде как, влюблен в Ариэль. В мультике такой сюжетный поворот работал, ведь ведьма околдовала Эрика. А тут перед нами просто великовозрастный мальчик с легкой щетиной на щеках, который влачится за любой симпатичной девушкой и не знает, чего хочет.
При этом, несмотря на появление у Эрика своей истории, он вообще перестал влиять на сюжет, ведь его финальный заплыв на корабле с летальным исходом для Урсулы убрали. Теперь в финальной битве он просто пытается не помереть, пока его рыбаба побеждает ведьму. Понятное дело, что главная героиня в проекте Disney должна быть сильной и независимой, но этим сценарным решением создатели сделали Эрика абсолютно бесполезным.
Что же касается предыстории принца, так это просто отзеркаленная Ариэль в мире людей. Судите сами: она мечтает о мире на суше, а он грезит океаном. Ее отец весь фильм твердит, что на поверхности опасная и чуждая им среда, а мать Эрика в это время дословно повторяет ту же мысль про морские пучины. У принца даже есть коллекция разных безделушек с морского дна, как и у Ариэль с суши. Так что это нововведение не работает однозначно, а принц стал еще более ненужным довеском для сюжета, чем раньше.
Кстати, в завершение заметим, что история несколько раз акцентирует внимание на том, что принц - приемный ребенок. Но при этом он является наследником своей королевы-матери. Интересные у создателей представления о престолонаследии, Джордж Мартин оценил бы. А если серьезно, то зачем было это уточнение? Чтобы оправдать наличие у белокожего Эрика темнокожей матери? Или чтобы еще раз сыграть на повесточке, на этот раз про приемных детей? Ответа нет.
Кто самый лучший персонаж «Русалочки» 1989 года, если не считать главную героиню? Вероятно, большинство назовут харизматичного краба (или рака, или лобстера?) Себастьяна. Так вот забудьте. Теперь он превратился в псевдореалистичного краба с глазами и человеческими губами. Глядя на него невольно вспоминаешь видео из TikTok, где разным домашним животным с помощью фильтров на видео добавляют человеческий рот. Вот только перед нами не TikTok, а многомиллионный фильм.
С остальными друзьями Ариэль дела тоже плохи. Флаундер превратился из пышнощекой харизматичной камбалы (да, в мультике он был ею) в простую мелкую рыбешку. Он не вызывает симпатии или неприязни, скорее лишь вопрос к главной героине: почему из миллиона таких же рыб она подружилась с этим недорослем? Да, в мультфильме он также не обладал сильным волевым характером, но там он хотя бы импонировал зрителю за счет своей милой мультяшности и готовности на все ради Ариэль.
Ну и Скаттл превратился из веселой, пусть и недалекой, чайки в непонятно что. Начнем с того, что теперь это не самец, а самка. При этом вместо слегка мужиковатой чайки перед нами какой-то другой вид (автор не силен в орнитологии, созданных с помощью компьютерной графики птиц). Весь фильм этот герой будет засыпать зрителя шутками, которые иногда даже могут вызвать улыбку, но в остальном этот персонаж добавлен лишь из-за того, что был в оригинале. Хотя, одно нововведение у него (или ее?), все же, есть: теперь Скаттл вместе с Себастьяном читают рэп…
Куда же в ремейке классического мультика Disney обойтись без песен. На удивление, музыка в картине не раздражает. И даже перепетые классические композиции «Русалочки» не вызывают желания закричать «Как смеешь ты стоять там, где стоял он?». Вероятно, это заслуга ностальгии и подобранных актеров. Что же касается новых треков - они тут есть, более того, к их созданию приложил руку композитор, работавший над оригиналом. Но вот звучат они куда более блекло, а спустя полчаса после просмотра уже не можешь вспомнить мотив.
Исключением является внезапный речитатив от краба и птицы, который мы уже упомянули выше. Но запоминается он не из-за феноменального исполнения, а от шокового состояния, в которое впадает зритель, увидев это. Зачем к общему потоку мелодичных и плавных по звучанию композиций добавили хип-хоп - неизвестно.
Место действия, а именно, остров-королевство, принцем которого и является Эрик, вызывает двоякие ощущения. Глядя на развитый флот, внешность и морские амбиции героя, можно подумать, что это некая европейская морская держава (события происходят в нашем мире, ведь есть упоминания Испании и других стран). Однако подводный мир демонстрирует нам достаточно теплолюбивую фауну, что переносит нас сильно ближе к экватору. Но при дальнейшем раскрытии декораций и быта, появлении жителей острова (в основном темнокожих и занимающихся натуральным хозяйством, при том, что бОльшая часть придворных - белокожие) возникает другое подозрение. Да это же колониальный остров, которым правит монарх, назначенный государством-захватчиком!
Также уж очень много в картине сомнительных родственных связей. Ладно, Эрик - приемный сын, что оправдывает серьезные отличия в его внешности от королевы. Ладно, все сестры Ариэль относятся к разным этносам и совершенно не похожи на отца. Но сделать Урсулу и Тритона братом и сестрой?! Это ж как такое возможно, что у их родителей сын-русал и дочь-осьминожиха?
Советник и друг принца Угрюмус - персонаж, которому меньше всего хочется предъявлять претензии. Однако и у него не все так хорошо. Он то осаживает принца и пытается вбить в неразумную молодую голову мысли об ответственности и рациональности, то отпускает его на все четыре стороны с незнакомкой, про которую известно только то, что ее выловили из океана.
Наконец, во время финальной битвы создатели сумели удивить нас целый один раз - они убили Тритона (в мультике он просто стал одним из пленников Урсулы). На короткое время это дало надежду на то, что мораль фильма может стать куда серьезнее, а Ариэль теперь предстоит справиться с мыслью, что из-за ее ошибки погиб отец. Но вот Урсула повержена, и тут непонятно откуда всплывает живой-здоровый Тритон (в оригинале с него просто спало колдовство ведьмы, так что там все логично). Здесь же это смотрится бредово, не говоря о том, что этот прием Disney уже настолько истаскался, что даже грустно.
Источник фото: Кадр из официального трейлера