В этом материале мы собрали ответы на самые популярные вопросы, возникающие у тех, кто не знаком с «Дотой» лично, но постоянно о ней слышит и ничего не понимает.
Многие пытались словами описать суть этой игры, мало у кого это получилось, но мы все же попробуем.
«Дота» – командная игра для 10 игроков, действие происходит на большой квадратной карте. В верхнем правом и нижнем левом углу находятся базы команд, которые нужно оборонять от противников. Каждый игрок контролирует уникального героя, которых по очереди выбирают в начале матча. Победа в игре достигается разрушением главного строения команды противника, которое называют Древним. Название игры – аббревиатура от «Defense of The Ancients» (англ. «оборона Древних»). Один матч длится около 30 минут.
В целом, Дота похожа на шахматы, как если бы 10 человек играли на одной доске, каждый за отдельную фигуру. Игроки также должны просчитывать ходы наперед, принимать тактические решения и коммуницировать между собой для победы.
«Дота» одинаково популярна у всех возрастных групп геймеров: в нее играют как дети 10-12 лет, так и взрослые люди сильно за 30 лет. Этому есть несколько объяснений:
Неудивительно, что для молодых людей свойственно задаваться вопросом: «Если мне нравится играть, то почему я не могу заниматься этим профессионально и зарабатывать на этом деньги?»
Реальность киберспорта в наше время не сильно отличается от спорта обычного. Как правило, попасть в профессиональную команду достаточно тяжело. Мало у каких коллективов есть школы или «инкубаторы» для молодых талантов, как это принято в футболе или других классических видах спорта. Но необходимость пробиваться, чтобы тебя заметили и куда-то позвали – точно такая же. Поэтому мечтающим стать киберспортсменами предстоит долгое время заниматься своим развитием самостоятельно без сторонней помощи тренеров в секции около дома или в школе. Это занимает очень много времени и требует максимальной отдачи. Разумеется, в таких условиях страдают другие сферы жизни будущего атлета: образование, личная жизнь, здоровье; Игра же перестает быть развлечением и становится каждодневной тяжелой работой, многие не справляются и выгорают.
Победитель The International 10 (кубок мира по Доте – прим. ред.) Александр «TORONTOTOKYO» Хертек отчислился со второго курса ВМК МГУ ради киберспортивной карьеры.
В случае, если игроку повезет, то его заметит одна или несколько спортивных команд и пригласит на собеседование. Важно указать, что в профессиональном спорте недостаточно просто хорошо играть. Нужно также подходить другим игрокам команды в личностном и психологическом плане. Как правило, это – самая большая проблема для команд.
Если игрока все же приняли в команду, то он может рассчитывать на $1500-2000 в СНГ регионе и чуть больше для Европы. По мере развития и побед, игроки зарабатывают как призовые с турниров, так и получают прибавки к зарплате. Самые лучшие могут зарабатывать, как старшие IT специалисты – $5-6 тыс. и более.
Например, в 2021 году призовой фонд на мировом чемпионате The International 10 достиг $40 млн. Победившая команда Team Spirit из игроков Восточной Европы получила более $18 млн призовых.
Киберспортивная карьера кончается, как правило, к 30 годам, даже раньше, чем в классическом спорте. Основными факторами являются: снижение скорости реакции, усталость, эмоциональное выгорание от постоянных тренировок, здоровье и желание заняться другими сферами жизни.
После киберспорта есть несколько вариантов: стать менеджером своей собственной команды, стать спортивным аналитиком, тренером, психологом или уйти в медиасреду и заняться созданием контента (проводить стримы, записывать видео).
Айрат Silent Газиев в течение своей карьеры четыре раза приезжал на The International и ни разу не поднялся выше 9-12-го места. Но в 2021-м его пригласили занять позицию тренера в Team Spirit — и вот через 10 месяцев работы с командой Айрат стал чемпионом мира.
Подобно другой игре-долгожителю «Подземелья и драконы», которую совсем недавно экранизировали, «Дота» тоже нуждается в постоянном обновлении. Если несколько лет ничего не менять, игроки найдут все самые выгодные стратегии, и даже такая вариативная игра превратится в «день сурка». Каждая партия будет развиваться по одному сценарию.
Многие онлайн-игры умирали как раз по этой причине, так как однажды начавший падать интерес игроков позже очень тяжело вернуть. В «Доте» как раз начинался этот опасный момент: крупных обновлений не было уже 2 года, игроки начали уставать от однообразия и посматривать на конкурентов. Ситуация могла бы выйти из-под контроля, но студия разработки Valve все же успела выпустить самое большое обновление за 10 лет, играя на последней капле терпения своей аудитории.
Такие обновления могут менять игру до неузнаваемости. Это и произошло с Dota. Механики, карта и дух игры был изменен настолько, что в игру начали возвращаться давно покинувшие ее игроки хотя бы для того, чтобы посмотреть, что поменялось. Медийный шум приводит в сообщество «новую кровь» с новыми идеями и своим взглядом. А киберспорт с звериным азартом ринулся тестировать инструменты победы в квартальном турнире, начало которого было запланировано всего через неделю после обновления. Рядовые же игроки испытали бодрящий ступор первого раза, вновь открыв такую знакомую, но уже совсем другую игру.
Все это говорит о том, что Dota спустя 10 лет активного развития не собирается умирать и вполне уверенно адаптируется к требованиям своих фанатов.
Все же в игре есть минусы и их нужно обсудить.
Делают ли что-то с этим разработчики? Да, делают. Есть фильтры чата, родительский контроль для ограничения времени в игре или запрета на использование голосового чата. А поведение токсичных игроков фиксируется и отражается на их социальном рейтинге так, что они играют только с себе подобными.
Потому что игры для современных детей и, давайте уже признаем, взрослых, – это такая же важная часть жизни, как раньше были пионерлагеря, игры во дворе или ежегодная картошка. Это инструмент социализации, отдыха и хобби. Если ребенок проводит много времени в игре – с ним лучше договориться и прийти к компромиссу, нежели действовать запретительными мерами. Более того, известно, что игры повышают мелкую моторику, тренируют реакцию, учат принимать быстрые решения в сложных ситуациях и позволяют переключаться с рутины жизни.
Поэтому в современном мире нужно принять тот факт, что 1,5-2 часа в день на игры – норма и право каждого ребенка.
Источник фото: Valve