До 1964 года батискафостроение развивалось очень интенсивно, мир был заинтересован в изучении глубоководного царства.
Батискафы, которые спускаются на большую глубину, не могут стоить дешевле космического корабля
После этого наступает 20-летний период, когда батискафы перестают строиться. В 1987 году в СССР создаются «Мир-1» и «Мир-2» в которых Кемерон снимал «Аватар».
Проект изначально разрабатывался Академией наук СССР, произведены в Финляндии.
Суда предназначены для научных исследований. Их также можно использовать для помощи в спасательных операциях с подводных лодок, хотя они не могут взять кого-либо на борт, когда они находятся под водой. Носителем и центром управления обоих подводных аппаратов «Мир» является судно «Академик Мстислав Келдыш».
Производство двух установок «Мир» было ярким примером финско-советского экономического и технического сотрудничества во время холодной войны.
«Финляндия получила разрешение на поставку кораблей Советам на том основании, что официальные лица CoCom в США считали, что проект провалится. Как только им стало ясно, что мы действительно совершили инженерный подвиг, поднялся огромный шум по поводу того, как такая технология может быть продана Советам».
Вспомогательное судно «Академик Мстислав Келдыш» также было построено в Финляндии в 1980 году.
В 1998 году «Мир-1» и «Мир-2», управляемые пилотами Анатолием Сагалевичем и Евгением Черняевым, погружались на глубину 5240 метров, - глубже, чем затонувший «Титаник», для поиска затонувшей японской подводной лодки I-52 и золота, которое там находилось. Хотя золото так и не было найдено, экспедиция была задокументирована в телевизионном выпуске «National Geographic».
В середине 1990-х и начале 2000-х «Миры» использовались канадским кинорежиссером Джеймсом Кэмероном для съемок крушения «Титаника», покоящегося на глубине 3821 метр, для фильма 1997 года «Титаник» и документальных фильмов, таких как «Призраки бездны». А также для съемок немецкого линкора «Бисмарк», покоящегося на глубине 4700 метров, для своего документального фильма 2002 года «Экспедиция: Бисмарк».
В 2000-х более «Миры» провели более 120 часов на месте крушения «Титаника» и совершили одиннадцать погружений.
После смены руководства Института океанологии в 2006 году судно обеспечения аппаратов «Мир» «Академик Мстислав Келдыш» было сдано во фрахт, а аппараты были отделены от него. Это стало одной из причин невозможности участия комплекса «Мир» в работах по случаю 100-летней годовщины гибели «Титаника». Летом 2011 года аппараты «Мир» работали в Швейцарии, исследовали подводный мир Женевского озера.
В 2015 году аппарат «Мир-1» был помещён в качестве экспоната в Музей Мирового океана. Он находится в пригодном к работе состоянии и при необходимости может быть возвращён на борт «Келдыша». По словам Сагалевича, несмотря на международный опыт, исследования мирового океана с использованием обитаемых глубоководных аппаратов российскими властями признано нерентабельным, взамен предлагается применять дистанционно управляемые аппараты и роботы.
В свою очередь сами «Миры» требуют капитального ремонта, который им необходим каждые 10 лет (последний проводился в 2011 году).
Командир аппаратов Евгений Черняев, наоборот, утверждал, что «Миры» находятся в практически идеальном состоянии и как показало полное их обследование, заложенный запас прочности не позволил основному элементу аппарата — сферам — деградировать несмотря на многолетнюю работу. После проведения профилактических работ и обновления морально устаревшего за последние годы оборудования, «Миры» будут готовы к дальнейшей работе.
Вопрос упирается в отсутствие должного финансирования, в отсутствие корабля-носителя и в отсутствие преемственности опыта пилотирования, так как все пилоты «Миров» находятся уже в преклонном возрасте и необходима передача знаний новому поколению.
Источник фото: https://www.youtube.com/shorts/sLb5F5IKfLY