Почему в современном кино длина дубля всё короче, а камера прыгает с кадра на кадр
Истории
Обратили внимание, как в современных зарубежных фильмах и сериалах камера «скачет» с лица на лицо, а динамичные сцены драк и погонь превращаются в калейдоскоп ракурсов? Так было не всегда.
Сначала разберёмся, что такое дубль. Это время, когда камера непрерывно снимает – после этого в дело вмешивается редактор с ножницами. Так вот – сейчас плёнку «мотают» всего две с половиной секунды.
Раньше это время было сильно дольше. Ещё 20 лет назад дубль длился пять секунд, а в тридцатых и сороковых годах прошлого века – целых двенадцать!
Хорошо это или плохо? Что определяет, будет дубль длинным или коротким? Попробуем разобраться.
На самом деле, помимо очевидных технических причин (быстрее снимать, актёрам проще придерживаться образа короткое время, режиссёру проще выбрать лучший дубль из сотни коротких, чем из дюжины длинных), есть причины художественные.
Во-первых, если в кадре находится больше персонажей, то зрителю нужно больше времени на то, чтобы изучить их реакции. Раньше в сценах одновременно участвовало больше героев, поэтому и длились они дольше.
Во-вторых, это управление вниманием. Чистая психология. Каждая смена картинки заставляет нас заново фокусироваться на экране. Становится сложнее отвлечься. Фильм получается веселее и быстрее, смотрится на одном дыхании.
Вдумчивые сцены с длинными – по полминуты и минуте дублями – многим сегодня могут показаться скучными. Хотя такими до сих пор богат «нуарный» стиль.
Современные фильмы пользуются наработками психологов. Более короткие дубли оставляют меньше возможностей погрузиться в собственные мысли, захотеть сходить поставить чайник или вспомнить о нерешённой рабочей проблеме. Но если фильм будет состоять только из них, это просто утомит зрителя.
Поэтому хорошие фильмы сочетают в себе длинные и короткие дубли, создавая ритм из динамичных, скачущих, перемежающихся сцен и спокойных, длинных кадров с пейзажами и прогулками.