Адаптация произведения Достоевского с Иваном Янковским в главной роли привлекла к себе неприлично много внимания еще до премьеры. Поначалу идея адаптировать один из главных романов Федора Михайловича, да еще и в современных реалиях, интриговала - идея настолько же интересна, насколько и сложна. Актерский состав, состоящий сплошь из лиц, выгодно отличившихся в проектах последних лет, радовал как именами, так и нестандартностью.
Например, представляли ли вы в качестве жены Свидригайлова Юлию Снигирь? А Дуню Раскольникову не как жертвенную тихоню, а как Любовь Аксенову? Зато Иван Янковский в роли Родиона Романовича и Тихон Жизневский в качестве Разумихина кажутся вполне каноничным выбором. Да и остальные актеры, среди которых Алена Михайлова (Соня Мармеладова), Владислав Абашин (Свидригайлов), Никита Тарасов (Лужин) и Борис Хвошнянский (Тень) в образах смотрятся не хуже.
Потом «Кинопоиск» незадолго до премьеры ориджиналса развернул масштабную пиар-кампанию. Но все промо-ролики разной продолжительности и содержания обернулись крахом - в назначенный срок, 26 октября, сериал не вышел. Дату выхода «Преступления и наказания» переносили пять(!) раз, не объясняя причин и все больше раздражая зрителей (интересно, как решалась проблема с многочисленными рекламными щитами, на которых гордо красовалась уже устаревшая дата релиза - их каждый раз переклеивали?).
Что побудило авторов неоднократно отложить премьеру (буквально за часы до назначенных ими же сроков) - вопрос без ответа. Изначально главенствовала теория, что шоу во время закрытых показов пришлось не по вкусу влиятельным зрителям, и его в срочном порядке отправили на перемонтаж. Сейчас же появляется все больше предположений, что переносы могли быть нарочитыми ради пиара (в том числе, и черного) и подогрева интереса к шоу. И вот, наконец, 2 ноября, 4 эпизода из 10 вышли в онлайн-кинотеатре.
Все вышесказанное важно потому, что по итогу культовость первоисточника шоу, его актерский состав, да еще и вуаль таинственности вокруг релиза привела к тому, что сериал, без преувеличений, ждало больше миллиона человек. Но каким получился проект, и оправдались ли труды авторов: режиссера Владимира Мирзоева и сценаристки Анастасии Мирзоевой?
На второй вопрос ответить проще: судя по медиа «Кинопоиска» - проект точно заметили не только критики, но и зрители. За сутки после премьеры шоу посмотрело 600 тысяч человек. А до миллиона зрителей ПиН добралось за три дня, поставив абсолютный рекорд среди проектов онлайн-кинотеатра. Более того, недавно «Преступление и наказание» представили на международном кинорынке - есть вероятность, что проект выйдет не только на российских, но и на иностранных платформах.
Но в то же время с принятием проекта не все так радостно: сериал понравился отнюдь не всем. На момент написания статьи у проекта почти 87 тысяч оценок, формирующих итоговый рейтинг 5,6 из 10. В Сети сериал вызвал такие же полярные реакции, и найти как восторженные, так и разгромные отзывы проще простого. Дошло до того, что свое слово о «Преступлении и наказании» (как всегда острое и порой сверх меры саркастичное) высказал блогер BadComedian, выпустив короткий, но полный негодования ролик.
Самое простое, что можно сказать о сериале (хотя бы увидев разнообразие отзывов) - это творчество не для всех. Режиссерские находки Мирзоева для кого-то станут опытом сродни артхаусу, а для других - бездарным псевдоискусством. Мы же предпочтем, во-первых, не бросаться столь громкими обвинениями, а, во-вторых, не обобщать, а разобрать подробнее.
Все, что происходит в «Преступлении и наказании» - нескончаемый морок. Не только самого Раскольникова, бредящего мыслями о ничтожности и величии в гробоподобной комнатушке. Но и его сестры, Сони Мармеладовой, пары Свидригайловых. На фоне реального Петербурга повествование развивается как в лихорадочном сне: порой движется линейно и складно, иногда обобщает образы до гротеска, а изредка скатывается в метафорические отталкивающие образы (слухи о персонаже Янковского, танцующем в зале суда нагишом, оказались правдивы).
Складывая разные методы сериал формирует довольно противоречивую атмосферу. Автор будет субъективен и признается: когда на экране просто Питер или близкие к театральным образы - ПиН увлекает, тем более, что актеры в кадре стараются и смотрятся органично (в том числе и Янковский, который не «кривляется», как сочли некоторые, а воплощает доведенного до истерического безумия истощенного травмированного повзрослевшего ребенка). Но артхаусные вставки, хотя и оставляют возможность поразмыслить об их смысле после просмотра, в моменте вызывают скорее спазм в бровных мышцах.
Кстати, про персонажей - удивительно, но в реалии XXI века литературные образы Федора Михайловича перекочевали без значительных изменений в поведении и характерах. Что было мерзким - остается таковым, что было религиозно мученическим - лишилось религиозной основы, получив иную мотивацию. Однако тема Бога в произведении не исчезла: персонаж Хвошнянского, изначально представленный как «Тень», на деле - истинный Черт (правда, в титрах подписанный через «О»), пришедший в сюжет прямиком из «Братьев Карамазовых». Собственно, герой Бориса пока воспринимается как наилучший проводник в мир сериала, хотя перед нами греховный и глубоко несчастный, а не демонический Петербург.
Создатели в целом уместили в новом «Преступлении и наказании» мысли из разных произведений Достоевского. Помимо тех же «Карамазовых», в сюжете есть отголоски «Игрока», «Бедных людей» и других произведений. Да и говорят герои языком Федора Михайловича, дополняя общую атмосферу лихорадочного философского сна. Зачастую это смотрится чуждо сериалу, но, возможно, в этом и была цель авторов.
Стилистически проект также нестабилен, как состояние Родиона Романовича. Превалирует на экране простота и обшарпанные декорации, под которые подстраивается стиль съемки, становясь скромным и понятным. Но в нужные моменты сюжета кадр резко обрастает контрастом и цветокоррекцией, дополняя повествование и декором, и светом, и антуражем. В общей концепции экранного падшего Питера, где каждый либо унижен, либо оскорблен, но стремится к величию либо в поступках, либо в жертвенности данное сочетание смотрится уместно.
В итоге дебютные серии ПиН вызывают противоречивые эмоции от восторга до возмущения. И это в голове одного зрителя, что уж говорить о полярности восприятия в обществе. Главный вопрос, остающийся спустя несколько дней после просмотра: твари мы дрожащие или же решимся заключительные шесть эпизодов открыть после премьеры? Они должны выйти 30 ноября и, будем надеяться, в этот раз обойдется без переносов.
Источник фото: Кадр из трейлера сериала "Преступление и наказание"