Уникальный кинематограф СССР, конечно, не мог обойти такой жанр как ужасы. Но советские режиссеры внесли в него свой колорит и большинство фильмов не стали традиционными ужастиками, какие мы привыкли видеть среди голливудских кинопродуктов. В подобных картинах от режиссеров СССР интересны не только самобытные сюжеты и психологические приемы щекотания нервов. Цепляет и необычный жанровый подход, когда в сюжеты вплетается история, фольклор и философия.
«Вий» (1967)
Экранизация повести Николая Гоголя считается одним из первых хорроров СССР. Молодой священник идет в далекую деревню, чтобы читать молитвы у тела умершей девушки. На третью ночь его пребывания героя окружают сверхъестественные силы, и он сталкивается с Вием – демоном славянской мифологии.
Удивительная атмосфера мистики и таинственности строится на использовании славянских мифов и легенд. Первый советский фильм ужасов наполнен эффектными сценами, которые могут поразить даже современного зрителя.
«Солярис» (1972)
Космический путешественник Крис Кельвин отправляется на станцию, вращающуюся вокруг загадочной планеты Солярис. Там он сталкивается со странными явлениями, в том числе с материализацией важных для него персонажей.
Фильм воздействует на зрителя эмоционально и даже философски. Немного психоделический сюжет и происходящие в нем события невольно заставляют задать вопросы о природе человеческой психики и влиянии внешних факторов на наше восприятие реальности.
«Сталкер» (1979)
Как и «Солярис» (снятый также Андреем Тарковским), этот фильм больше относится к арт-хаусу, нежели к традиционным ужасам. Но его атмосфера и таинственность так воздействуют на психику во время просмотра, что невольно покрываешься мурашками. Загадочная «Зона», где могут исполняться все желания и Сталкер - местный проводник. Давящее повествование с элементами психодела, цепляющий мрачный визуал и страх, вызванный не монстрами, а возможностью исполнения собственных желаний.
«Господин оформитель» (1988)
Мистическая драма о погруженном в свое искусство скульпторе, который однажды встречает живое воплощение своего творчества - женщину, которая точь-в-точь похожа на одну из его скульптур. Одновременно красивый и пугающий своим безумством сюжет сопровождается музыкой с флером декаданса и торжества, а также пейзажами с соответствующей эстетикой. И во всем этом прослеживается ненавязчивая мораль - как повод зрителю порассуждать о воздействии искусства и превозношении себя с божественным творцом.
13 декабря 2023, 16:00
Источник фото: Кадр из фильма "Вий", Кадр из фильма