Пожалуй, так можно кратко описать отношения большинства офисных работников к попыткам начальства сплотить коллектив и решить поставленные задачи с помощью общих мероприятий. 90% россиян, согласно опросам, ненавидят тимбилдинг.
Почему так произошло? Ведь тимбилдинг во всем мире считается отличной практикой, позволяющей новичкам влиться в команду и решить проблемы, появившиеся между сотрудниками.
Чтобы в этом разобраться, важно понимать, откуда к нам пришел тимбилдинг и в чем его реальные цели.
Несколько десятков лет назад в армии США перед отправлением группы военных на задание им предлагали несколько раз поучаствовать в веревочных марафонах, где успех команды зависел от каждого участника. Через пару недель солдаты превращались в сплоченный коллектив, который умеет действовать, словно единый организм.
Вскоре технику взяли на вооружение и коучи: они советовали руководителям, столкнувшимся с разборками в коллективе, отправлять сотрудников на физические соревнования, чтобы им приходилось взаимодействовать, общаться, учитывать особенности друг друга. Это работало. Но год за годом тимбилдинг претерпевал изменения.
В России под этим понятием может скрываться, что угодно: от веселой корпоративной пьянки до благотворительного мероприятия. Часто руководители уверены, что тимбилдинг способен решить любую возникшую трудность. Жалуются на низкую зарплату? Пора отправляться в байдарочный поход, напомнить, что трудятся в компании не за деньги, а за классную идею.
Начались подковерные интриги? Веселый вечер в караоке точно примирит всех поссорившихся и создаст классную атмосферу. Конечно, это так не работает!
Тимбилдинг в изначальном варианте решал одну конкретную задачу одним действенным способом, он не был панацеей, лекарством от всех «болезней» коллектива. Веревочный парк помогал бойцам понять, как действовать сплоченно, как учитывать сильные и слабые стороны друг друга. Но чему учит обязательный еженедельный марафон настольных игр, который нельзя пропустить? Или общая зарядка за 10 минут до начала рабочего дня?
Часто в погоне на тем, чтобы превратить коллектив в семью (хотя специалисты продолжают говорить о вреде подобного паттерна), начальство не учитывают особенности сотрудников.
«Мы тут как семья!» Бегите, если слышите такое на собеседовании
Интроверты, выбирая сферу деятельности, стараются найти работу, в которой им не придется много общаться. Они могут быть потрясающими профессионалами, а принуждение «вливаться в коллектив» для таких людей травматично, некомфортно. Им проще найти новую работу, чем постоянно издеваться над собой.
Не учитывают неграмотно организующие тимбилдинг коучи и руководители и физические особенности сотрудников: возможно, Галина Николаевна комплексует из-за неспортивности, а босс заставляет ее участвовать в «веселых стартах» на глазах десятков людей, с которыми она вынуждена видеться ежедневно. А у программиста Павла совсем нет желания петь в караоке, выставляя вокальные данные на оценку. Идеальный тимбилдинг должен быть комфортным, а не насильственным.
Для собственника фирмы или директора компания — это детище, реализация, приоритет. Многие фаундеры считают, что и сотрудники должны относиться к работе также, забывая: здесь просто обменивают знания и навыки на деньги. Ревностное отношение к тому, чтобы компания и коллектив были в списке жизненных приоритетов, заставляют начальство всячески отрывать сотрудников от их семей, хобби, отдыха и друзей.
Конечно, им не хочется, чтобы тимбилдинг отнимал часы от основной деятельности, поэтому в большинстве случаев его планируют на выходные и свободное время. Отказ или нежелание тратить его на рабочие, пусть и увлекательные, занятия воспринимаются в штыки. А у сотрудников формируется четкая ассоциация: «Очередная придумка босса — минус завтрак с семьей, возможность выспаться или вечер наедине с самим собой!»
И еще одна причина, по которой тимбилдинг все чаще вызывает негативные эмоции. Мероприятия начальство считает адекватной заменой финансовой мотивации. «Да, зарплата ниже рынка, зато классные веселые старты и в кино вместе ходим!»
Плохая новость для жадных боссов: по статистике, деньги — все еще главный приоритет при выборе работы. И три движухи в месяц не заменят регулярной премии или повышения оклада с ростом сотрудника.
Источник фото: Freepik.com