Кнут и пряник: почему этот метод работает не так, как мы хотим и что на самом деле мотивирует?

Кнут и пряник: почему метод работает не так, как мы хотим?
Рабочее собрание
Многие руководители уверены, что метод «кнута и пряника» - это самый лучший подход к тому, как мотивировать своих сотрудников работать хорошо и на результат. Кажется, все логично: работаешь хорошо - получаешь премию или повышение заработной платы, плохо - тебя депремируют.

Но почему в реальности этот метод не эффективен и что на самом деле мотивирует работников? Давайте разбираться.

Стоит отметить, что до 21 века метод «кнута и пряника» работал на ура, но в 2002 году психолог Дэниел Канеман совершил прорыв и доказал миру, что люди не так просты, как казалось раньше и их не мотивирует только увеличение доходов.

Это заявление поставило под сомнение классическую экономику и заставило пересмотреть подход к мотивации сотрудников.

Кнут и пряник: почему метод работает не так, как мы хотим?
Рабочее обсуждение 

Люди делятся на два типа:

  • Те, для кого рутинная и алгоритмическая работа намного приятнее творческой;
  • Те, для кого творческая работа приятнее рутинной.

Метод «кнута и пряника» не работает больше потому, что в мире становится все больше творческих профессий. Ученые выяснили, что для творческих людей этот метод совершенно бесполезен и даже вреден! Ведь этот метод только погасит внутреннюю мотивацию. Например, человек придумал неординарное решение задачи, но оно не понравилась руководителю, так как тот смотрит на мир иначе. Итог: смысла предлагать новые решения сотрудник больше не увидит. А отсюда уже начинается снижение эффективности, подавление творчества, апатия и нежелание работать, как ты его не мотивируй большой премией - реализация творческого потенциала здесь важнее денег.

К тому же награждение за конкретный результат как будто ограничивает свободу действий и ограничивает их мышление: они пытаются идти по прямой, не пытаясь найти нестандартные решения, которые могли бы вывести компанию на новый уровень и за более короткий срок.

У вознаграждения есть еще один подводный камень - почему-то глубоко в подсознании людей сидит мысль, что если за какое-то дело платят вознаграждение, значит это не самое приятное дело и другие от него отказались. В будущем человек может почувствовать себя “пупом земли” и начать требовать большее вознаграждение за все ту же работу, ведь кто, если не он, с ней справится.

И, в конце концов, метод «кнута и пряника» чаще всего рассчитан на краткосрочные цели, забывая о долгосрочной стратегии развития компании. Доказано, что компании, которые сконцентрированы только на ежемесячных достижениях, развиваются в разы медленнее тех, кто нацелен на долгосрочную перспективу.

16 мая 2023, 15:30