Роберт Оппенгеймер родился в еврейской семье в США. В те годы антисемитские настроения были достаточно серьезными, что отразилось на самоощущении физика. В течение жизни ученому неоднократно приходилось сталкиваться с дискриминацией. При этом сам Оппенгеймер нарочито отрицал и игнорировал свое еврейское происхождение, что наталкивает на мысли о том, насколько колоссальное давление нетерпимость общественности оказывала на физика.
В картине Кристофера Нолана роль Роберта исполнил Киллиан Мерфи - ирландец, воспитанный католиком. Более того, Newsweek обратили внимание, что героев, прототипы которых имели еврейские корни, играют актеры, не связанные с иудаизмом. Среди таких персонажей Льюис Штраус (его сыграл Роберт Дауни-младший) и Альберт Эйнштейн (Том Конти).
Одним из аргументов в претензии авторов издания было то, что отсутствие у актеров опыта столкновения с антисемитизмом в жизни лишило их возможности продемонстрировать на экране, что испытывают евреи при столкновении с дискриминацией. В подкрепление своих слов они привели в пример рецензию The Guardian, где отмечено, что Нолан не до конца справился с экранизацией негативного отношения к иудеям в те годы.
Главным же минусом такого каста авторы указывают то, что во время промо кампании актеры часто дают интервью. В них они делятся личным опытом, который помог им вжиться в роль.
И если бы актер еврейского происхождения упомянул о притеснениях, с которыми он сталкивался в наше время (а они, к сожалению, есть), то это бы заставило людей задуматься.
Также в других материалах авторы рассуждают на тему каста именно Киллиана Мерфи. Авторы достаточно эмоционально отмечают, что
Нолан в интервью признавался, что писал роль специально для Мерфи, а возможность пригласить актера еврейского происхождения даже не рассматривалась.
Но после пишут, что такая ситуация не нова для киноиндустрии, приводя в пример целый список актеров не евреев, игравших евреев.
Если коротко возразить - это манипулирование фактами.
Из слов Нолана во время интервью ясно, что он просто хотел снять Мерфи в главной роли, потому что считает его одним из лучших актеров современности и работает с ним на протяжение уже многих лет. То есть, изначально роль искали для Киллиана, а не наоборот.
Касательно отсутствия у актеров опыта столкновения с притеснениями контраргумент тоже найти не сложно.
Мерфи - ирландец, а они также могут легко столкнуться с дискриминацией в разных уголках мира.
Безусловно, разные притеснения нельзя приравнивать к друг другу. Но тогда возникает логичный вопрос: можно ли примерять опыт столкновения с современной дискриминацией на личность, родившуюся и жившую в совершенно других реалиях, когда антисемитизм, расизм и другие притеснения были на куда более ужасающе высоком уровне? Безусловно, актер должен понимать, какие эмоции испытывает человек в обстоятельствах, сходных с реалиями его героя, но досконально переживать то же самое он не может.
Говоря о придании гласности проблем дискриминации евреев с помощью интервью актеров, возникает еще один вопрос.
Среди звезд мирового кино нет представителей иудаизма? Они так же могут пролить свет на эту проблему, независимо от того, какие роли они исполняют на экране.
Необязательно, чтобы сам актер был иудеем, да и чтобы он говорил об этом.
Потому что в кино зритель сопереживает не актеру, а герою, которого он играет.
Так что демонстрации в киноленте того, что великий физик был евреем и столкнулся с ужасающими притеснениями достаточно для того, чтобы задуматься о проблеме антисемитизма.
И здесь, как раз, мы подходим к мысли The Guardian о том, что арка столкновения Оппенгеймера с антисемитизмом в фильме недостаточно раскрыта. Но это, как следует уже из самой формулировки, проблема не каста кино, а его сюжетной составляющей.
И, наконец, финальный вопрос. По такой логике Гамлета в великой пьесе Шекспира может играть только датчанин, независимо от таланта любого другого актера, претендующего на эту роль? Обсуждение вокруг дозволенности актеров играть те или иные роли зачастую демагогично. Сторонники того или иного мнения будут использовать разные аргументы, большая часть из которых будет действительно справедливыми. Едва ли в ближайшем будущем общество придет к консенсусу по данной теме.
Но, если вам интересно наше мнение, в глобальном смысле предел выбора ролей актером ограничен лишь одним понятием - его талантом. В зависимости от жанра кино, конечно, могут возникать дополнительные параметры (в биографии - схожесть во внешности с прототипом, в экранизации - каноничность). Но по этим параметрам Киллиан Мерфи более, чем подходит.
Источник фото: Кадр из фильма "Оппенгеймер"