Завязка сюжета проста: два главных героя в исполнении Стивена Яна и Эли Вонг, живут тяжелой жизнью. У одного горы проблем, нерадивый брат и большие экономические неурядицы. Другая же состоятельна и успешна, но несчастна в браке, трудится на приевшейся работе и готова отдать все на свете за минуту покоя. Ну и, судя по дальнейшему развитию истории, у обоих протагонистов весьма серьезные психические расстройства.
Волею случая они знакомятся при не самых доброжелательных обстоятельствах: их автомобили едва избегают столкновения. И вместо того, чтобы разразиться трехэтажными речевыми конструкциями в адрес друг друга, а на следующий день об этом забыть, между героями возникает кровная вражда и настоящая ненависть.
После такого начала ожидаешь динамичного развития событий. Кажется, что теперь история должна строится на взаимных подлостях, которые чинят друг другу главные герои. И если приправить все это обилием черного юмора, хаоса и треша, то получится неплохая черная комедия. Однако создатели в первой половине сезона внезапно снижают динамику до минимума, а повествование смещается с главного конфликта на историю жизни персонажей. Плохо ли это? Нет, ведь поначалу это позволяет лучше понять героев, начать им сопереживать. Но проблема в том, что это работает лишь на ранних этапах шоу.
Ближе к третьему эпизоду от симпатии к протагонистам мало что остается, ведь их поступки мало чем объяснимы. Герой Стивена Яна перестает быть хорошим парнем, у которого, что называется, «накипело». Он превращается в недалекого и неуравновешенного преступника, который винит во всех своих бедах других, но при этом раз за разом наступает на одни и те же грабли. И все трудности его жизни, в том числе и плачевное материальное положение, обусловлены его же ошибками.
То же самое с образом Эли Вонг. В течение первых двух серий можно понять, что героине надоел вечный статус бизнес-леди, да и в семье все не ладится - муж заглядывается на другую, а с дочерью не удается наладить отношения. Но дальше невольно возникает вопрос: а что НЕ выводит ее из себя? Может быть, инфантильная интрижка на фоне попыток наладить отношения с супругом?
И, как это ни удивительно, но отдушина для нее находится в лице второго главного героя. Он становится объектом сконцентрированных ненависти и гнева, которые кипят в персонаже, и при этом отвечает взаимностью. С одной стороны, вероятно, целью создателей было показать, на что может пойти доведенный до предела человек: стоит ему лишь найти объект для выплеска злобы, как она начинает литься через край. При этом нам нарочито демонстрируют, что после любой удачной козни персонажи начинают чувствовать себя счастливее, живее. Получается, ненависть - отличный мотиватор жизни?
Не хочется ударяться в серую мораль и рассуждать на тему уместности подобной риторики. Но гнев - это действительно одна из самых простых эмоций, вызвать которую у большинства людей не сложно. Но в связи с этим возникает другая проблема - что делать, если он накапливается в человеке?
И сериал дает очень простой ответ - выплеснуть на кого-то. Ведь история развивается так, что взаимная озлобленность становится для героев главным мотиватором для того, чтобы продолжать жить и решать свои проблемы. При этом проблемы вновь будут вызывать гнев, который персонажи также будут срывать друг на друге. Но парадокс в том, что если бы герои изначально пошли на какие-то перемены в своей жизни, большинства из этих проблем просто бы не было, а значит, и гнева. Получается, что основной линией сюжета становится хождение протагонистов по кругу без попыток выхода из него.
Несмотря на все это, сериал смотреть интересно, и плохим его уж точно назвать нельзя. В «Грызне» прекрасный актерский состав: каждый из героев на своем месте и попадания в образы выше всех похвал. Также иногда в истории поднимаются действительно серьезные и важные вопросы. А от некоторых сцен невозможно оторваться, потому что, как ни крути, но с негативными эмоциями, (которым во многом и посвящен сериал) которые приходится держать в себе, сталкивался любой человек.
И периодически, когда шоу набирает серьезности, оно оказывает некий терапевтический эффект. Вместе с эмоциями персонажей высвобождаются и чувства зрителя. Но не стоит думать, что все темы в сериале окутаны негативом. Здесь достаточно много юмора, местами черного, но вызывающего улыбку.
Сериал точно найдет своего зрителя, как минимум, из-за отличных актерских работ и неплохого юмора с долей размышлений. Однако сказать, что это кино понравится всем тоже нельзя. Что же касается заочного присуждения статуса лучшего сериала года, то судить пока рано, да и по мнению автора история не кажется такой захватывающей и цепляющей.