Косил Ясь достоверность или Беловежская клюква: в чем проблема сериала «За полчаса до весны»

Косил Ясь достоверность или Беловежская клюква: в чем проблема сериала “За полчаса до весны”
Артем Волобуев* в роли Владимира Мулявина
Первый канал продолжает показ сериала про легендарных «Песняров». И, в целом, он неплох, но некоторые вещи уж слишком режут глаз.

Начнем, пожалуй, с мелких ляпов. При работе с совершенно другим временем их не избежать. Особенно, если речь идет про не совсем далекое прошлое. Тогда уже и аналоги некоторых технологий, дошедших до наших дней, существовали, но сильно отличались. А так как вещи, создающие антураж 70-х, сейчас либо канули в лету, либо на вес золота, приходится обходиться тем, что имеем.

И это приводит к тому, что на экране мы видим документ, вроде как, сделанный на печатной машинке, но выглядит он как свеженькая выбеленная бумага из XXI века, на которой ровными буквами шрифта Times New Roman выведен текст. Также и с первой гитарой Владимира Мулявина, на которой его учил играть отец. На дворе послевоенные годы, дефицит всего. А в руках у папы главного героя акустическая гитара с зауженным грифом, выступающим над корпусом на два лишних лада. Таких инструментов в СССР попросту не существовало. И если предыдущий ляп вредит исключительно антуражу, то вот с гитарой, учитывая, что в центре сюжета музыка, беда.

Говорить об упрощении характеров и истории не хочется, все-таки, к созданию сериала привлекалась дочь Владимира, Марина Мулявина, ей уж точно виднее (правда, почему экранных братьев Мулявиных лишили сестры - вопрос открытый). Но вот вечные аналогии с The Beatles, которые изо всех сил проводят создатели, пропустить нельзя. Кадры из трейлера, где актеры, сыгравшие великих музыкантов, пародируют обложку альбома Abbey Road вызвали улыбку, но и насторожили: не попытаются ли в сериале выстроить риторику что «Песняры» - это «Наши Битлы»? 

К сожалению, опасения подтвердились. И это сравнение выглядит крайне неуместно. Зачем оригинальному и легендарному ВИА со своей стилистикой навешивать ярлык вторичности и пародирования Леннона и компании? Сравнивать эти коллективы бессмысленно, потому что они ничем не похожи и творили в совершенно разных мирах. Ну и, будем честны, породить волну, подобную битломании, за всю историю человечества не удалось никому кроме самих «Битлов».

При этом кульминацией музыкального творчества «Песняров» создатели сделали их рок-оперу. Безусловно, этот шаг для ансамбля был огромным, но вот то, что их творение стало первым в СССР - это преувеличение. К тому моменту уже существовали зонг-опера «Орфей и Эвридика» и спектакль «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты», положенный на музыку Алексея Рыбникова. 

Также очень уж мозолит глаза история про противостояние главных героев и КГБ. История, списанная с лекал современной фильмографии стран бывшего Союза. Безусловно, конфликты у «Песняров» с властями были, чего стоит скандал в 1971 году, с которого и начинается сериал. Но такое акцентирование внимания на вездесущем комитете вредит основной музыкальной истории ВИА.

12 апреля 2023, 22:00
 

*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов