В отличие от многих мифологических персонажей, таких как Баба Яга или Водяной, образ Кощея Бессмертного достаточно точно описан в сказках: его действительно представляли древним костлявым стариком с длинной бородой и посохом или мечом. А вот откуда взялся Кощей и кем он был на самом деле, известно не так много. Главных версий две: интересная и не очень.
Кощей-волшебник, Кощей-пленник
Эта версия отсылает к происхождению имени, которое созвучно слову «кощуны» — колдовства. Предполагается, что Кощея считали неким подземным демоном, который похищал юных девушек и превыше всего ценил свои сокровища.
С другой стороны, его имя могло восходить к тюркскому языку и переводиться как «пленник». Таким он предстаёт в некоторых сказках, как иссохший старик, долгие сотни и тысячи лет находившийся в заточении.
Он также мог быть «рабом» своего бессмертия, не живой, но и не мертвый. Не способный к жизни, как человек, и не имеющий возможности перейти в другой мир.
Славянский Аид
Другая версия намного любопытнее и подробнее. В ней Кощея связывают с Карачуном — богом смерти и холода. В такой интерпретации Кощей был стражем мира мёртвых — человек, однажды попавший в подземный мир Карачуна, в Навь, больше не имел шанса вернуться в Явь. Исключением стала Ягиня, известная теперь как Баба Яга: по одной версии, Кощей похитил её юной красавицей и отпустил, только когда та превратилась в старуху.
Иногда Карачун-Кощей поднимался и в Явь. Тогда он представал либо в образе старика, либо в образе чёрного ворона. Исключения случались — страж подземного царства мог принимать любой вид, но предпочтение отдавал только двум, истинным обличиям.
Карачун не только стерег мёртвых, но мог и отнимать жизнь. Именно с ним связывали смерть молодых людей от неясных причин. По одной из версий, Карачун забирал себе их жизненные силы, что позволяло ему оставаться бессмертным.
Но даже вечного Карачуна-Кощея можно было убить, отыскав его смерть в яйце, которое само покоилось в нескольких других оболочках. Эта версия отсылает к великой древности вечного демона: чтобы убить его, необходимо было как будто повернуть время вспять, добравшись до самой сути, от медведя до тонкой иглы в яйце.