У выражения «новые русские» было другое значение, но потом малиновые пиджаки завершили совсем иной образ
Истории
Что вы представляете, когда слышите выражение «новые русские»? Малиновые пиджаки на хамоватых мужчинах с золотыми цепями и первыми сотовыми телефонами? Это выражение быстро ушло в народ, породив сотни анекдотов и забавных историй. Но о том, откуда оно взялось, даже филологи спорят до сих пор.
Точно известно, что в начале девяностых сразу несколько изданий вышли со статьями о появившихся после перестройки бизнесменах, людях другой формации. Именно их называли «новыми русскими». И выражение было вполне позитивным: авторы надеялись, что «новые русские» смогут изменить экономику, создать рабочие места, помочь разобраться с наступившими реалиями.
Но на улицах люди видели совсем другое: мужчины старались подчеркнуть статусность с помощью бордовых пиджаков, золотых цепей и браслетов, перстней на пальцах. Эти «новые русские» так активно и нарочито подчеркивали богатство, что выглядели комично и странно. Поэтому фраза быстро стала употребляться в совсем другом ключе, а образ превратился в собирательный.
Кстати, задолго до репортеров и журналистов, выражение «новые русские» использовал американский историк Хендрик Смит. В 1975 году он выпустил книгу «Русские», а через 15 лет ее вторую часть — «Новые русские».
Но по другой версии, Хендрик позаимствовал сочетание у солнца русской поэзии Александра Сергеевича Пушкина. В одном из стихотворений он использовал строчку:
«Лихая мода, наш тиран, недуг новейших россиян.»
Так или иначе, даже тридцать лет спустя словосочетание «новые русские» остается знакомым и понятным сразу нескольким поколениям соотечественников.