Трагическая судьба первой актрисы, которая влюбила в себя сына короля

Трагическая судьба первой актрисы-простолюдинки, которая влюбила в себя сына короля
Портрет Адриенны Лекуврер в роли Корнелии Метеллы. 1721—1724. Бумага, пастель Библиотека и музей «Комеди Франсез», Париж
Адриенна Лекуврер - актриса, изменившая весь классический театр Франции. Искусство, любовь и трагическая смерть - все переплелось в ее биографии.

Подобно многим историям про легендарных деятелей искусства, жизнь Адриенны началась в не слишком выдающихся декорациях. Девочка родилась в 1692 году в семье шляпного мастера в скромной деревне провинции Шампань. Благодаря стараниям ее отца вскоре семье удалось скопить некоторые средства и переехать в Париж.

Там юную Адриенну отдали в школу при монастыре. Наличие образования в то время для девочки из обычной семьи - уже повод для гордости. Однако, монастырские уклады и наставления о скромности и правильности не так сильно увлекали ребенка. Ведь она уже нашла свою страсть и цель в жизни.

Дело в том, что неподалеку от ее дома располагался театр. И когда Адриенна оказалась на одном из представлений, ее судьба была решена. Магия сцены, яркость образов и декораций захватила ребенка. Девочка загорелась идеей стать актрисой. Вскоре план начал воплощаться в жизнь. Будущей легенде французского театра исполнилось всего 14, когда она впервые вышла на сцену как героиня пьесы «Полиевкт». Роль была не главной, скорее даже крохотной, но начало было положено.

Старания девушки были не напрасными. Вскоре ее заметил Марк Антуан Легран - крайне значимая фигура в театре того времени и в нашей истории. Актер вызвался давать Адриенне частные уроки, естественно, с дозволения родителей. Девушка была талантлива и через два года Легран понял, что ему нечему больше обучить подопечную. Оставалось лишь выйти на большую сцену и явить ее талант миру.

Для профессионального дебюта учитель и ученица выбрали провинциальный театр, ведь лучшие актеры французского королевского театра были выходцами оттуда. По рекомендации Леграна актриса Лекуврер оказалась в Лилльском театре, где она вышла на сцену в 1708 году. Публика по достоинству оценила талант девушки. Можно даже сказать, что ее игра была революционной. Вместо экспрессивных отыгрышей, которые считались классическими, Адриенна предпочитала эмоциональности реалистичность. Этим она и покорила зрителей. 

За несколько лет девушка прошла путь от начинающей актрисы до исполнительницы главных ролей. Правда, образы в основном были комедийными. В это же время Адриенна достигла 18-летнего возраста и разгорелась ее первая любовь. Она познакомилась с капитаном Пикардийского полка.

Роман был чрезвычайно нежным и искренним, но, к сожалению, так и не пришел к логичному финалу. Всему виной стала трагическая случайность. Во время одной из конных прогулок с возлюбленной капитан упал с коня. Его старое боевое ранение открылось и за считанные часы он скончался. Для актрисы это событие стало тяжелым ударом и на некоторое время она даже покинула сцену. Но призвание взяло верх и Лекуврер вернулась к репетициям.

В 1717 году Адриенна наконец была вознаграждена за все старания. Ее пригласили в труппу театра «Комеди Франсез» - главный парижский театр. Там она раскрыла все свои таланты и помимо комедийных амплуа примерила на себя и трагические. Девушка стала настоящей звездой, о которой говорили с восторгом и придыханием.

«Она принадлежала к той редкой школе драматических артистов, которые трагичны во всяком слове, во всяком движении и которые, не соблюдая иногда размера стиха, умеют сохранить в своей дикции всю его поэтическую гармонию. Не будучи высокой ростом, Адриенна так хорошо умела показывать себя большой, что казалась всегда на голову выше всех прочих женщин, поэтому-то про нее всегда и говорили, что она царица, заблудившаяся в кругу актрис», - писал о ней Александр Дюма.

В те же годы Лекуврер познакомилась с знаменитым философом и поэтом Вольтером. Вежливое общение быстро переросло в крепкую дружбу, а многие языки говорили и о чем-то большем. Их товарищество протянулось через долгие годы, а когда Вольтер заболел оспой, весьма опасным в то время заболеванием, Адриенна не отходила от него до самого выздоровления.

В 1721 году в жизни королевы театра появился новый мужчина. Им был Морис Саксонский, сын польского короля. Многие приписывали избраннику чрезмерную ветреность, другие же говорили о неверности самой Адриенны. Так или иначе, судить об этом не нам. Их отношения были долгими, были в них и радость, и печаль. 

Смерть настигла актрису внезапно. И, как гласит одна из теорий, решающую роль в этом сыграл Морис, а, точнее, очередная его интрижка. Дело в том, что на него положила глаз молодая и амбициозная красавица, герцогиня Бульонская. Однако мужчина не ответил на пылкие чувства взаимностью. Герцогиня решила, что всему виной ее соперница - Лекуврер. Как говорит легенда, во время одного из выступлений актрисы, конкурентка преподнесла ей букет фиалок, пропитанных ядом. 

Несколько дней Вольтер и Морис не отходили от постели Адриенны. Однако здоровье покидало актрису, и 20 марта 1730 года она скончалась. 

По законам церкви деятелей театра запрещалось хоронить на обычных кладбищах по всем религиозным традициям. Вольтер пытался добиться для своей подруги исключения, однако не удалось. Адриенну Лекуврер похоронили на берегу Сены. Позже в память об актрисе поэт написал апофеоз, в строках которого та обрела бессмертие.

8 января 2023, 09:30