Со-режиссеры и сценаристы Сергей Тарамаев и Любовь Львова - тандем, давно зарекомендовавший себя способностью делать популярные, но при этом не лишенные авторского взгляда сериалы. На этот раз создатели «Фишера» и «Черной весны» решили сказать свое слово про, казалось бы, давно исследованную на экране тему - 90-е. Нашлось ли что-то необычное в сериале после всех предыдущих представителей жанра?
Флора (Виктория Исакова) работает водителем трамвая и пытается прокормить трех сыновей от разных отцов. Старший, Петр (Слава Копейкин), ребенок члена группировки, недалеко ушедший от отца. Он нашел себе прибежище в банде местного авторитета Сергея Михайловича (Тимофей Трибунцев). Средний - Юра (Макар Хлебников) - художник по профессии и по натуре. Перебивается рисовкой афиш для кинотеатра и общением с не менее интеллигентным соседом-библиотекарем Родионом (Лев Зулькарнаев). И младший, Руслан (Хетаг Хинчагов) - рано повзрослевший по работе, но не по характеру, школьник. Прогуливая уроки, он подрабатывает продажей втридорога китайской техники.
Глазами этих и других (а в сериале их довольно много) персонажей мы и будем смотреть на столь мрачную, неразрешимую в собственной трагичности эпоху. Главное, что замечаешь при просмотре «Детей перемен» - это большое внимание авторов к мелочам и диалогам. После «Слова пацана» и выходящих последний месяц «Лихих» Быкова мы привыкли, что события в шоу о 90-х масштабны: здесь войны группировок, максимальные страдания и рефлексия героев о потерянных судьбах и времени. В общем - контрастный трагизм и ужас. А «Дети перемен» сразу подходят к обсуждению болезненной темы с иной стороны.
Каждый из них снабжен одной или несколькими незначительными, но заметными деталями образа, которые кажутся непривычными для подобного жанра. А причина в том, что детали эти, как будто, ближе к театру, нежели к кинематографу. Это же объясняет появление отдельного социального класса интеллигенции в «Детях перемен» - люди искусства близки сериалу стилистически. В других шоу такие герои, если и появляются, то скорее как «маленькие люди», перемолотые суровым временем. А здесь - бросающиеся цитатами и смиренно выживающие в трудную эпоху Зулькарнаев, Хлебников и Сергей Гилев (играющий отца Юры, спивающегося инженера) и Дмитрий Яценко, забирающий на себя все внимание даже эпизодическим появлением.
Другая важная деталь - это диалоги. Они сочетают несочетаемое, и в итоге, например, глава банды может выглядеть комично. Да, он все еще зверь в людском обличьи, отдающий приказы об убийствах, но в бытовых сценах - такой же маленький человек, являющийся ходячим оксюмороном, сочетающим бесчеловечность и смехотворность (тем органичнее в этом образе Трибунцев). Та же Исакова, великолепно смотрящаяся в образе матери-героини, пытающейся сохранить семью, когда все трещит по швам - не мучается угрызениями совести из-за сына-бандита (как требуют каноны жанра). Она шутит при знакомых, таскает за уши нерадивых детей и остается нарочито жизнерадостной, что также создает увлекающий контраст.
В итоге общая театральность происходящего приводит к странной мысли. Что если сериал без привычного нарочитого драматизма и накала страстей становится ближе к действительности, чем его конкуренты? Перед нами уже не поучительная история, где все художественные ходы сводятся к тому, что братки из 90-х - это зло. Не трагедия времени, когда на экране сплошь страх, ужас и истерики. Все куда проще - это стилизованный рассказ о простых людях, которые тем интереснее своим реалистичным, но художественно переработанным образом.
И за счет подобных небольших, но многочисленных нюансов «Дети перемен» вызывают, как минимум, любопытство. Проект, чей основной жанр уже близок к набиванию оскомины, привлекает в него нюансы из других тропов. В итоге интерес к просмотру обусловлен желанием не узнать, как повернет сюжет (рискнем предположить, что закономерно трагично для большинства участников событий), а увидеть, какие еще интеллектуальный диалог или любопытную черту персонажа приберегли авторы.
На данный момент в Сети вышло 3 из 8 эпизодов сериала. Новые эпизоды будут выходить каждый четверг вплоть до 2 января. Чем еще смогут удивить создатели - вопрос открытый. Может, и новым рекордом популярности после «Слова пацана»? Хотя, при всем уважении, предполагаем, что нет: и тема сериала уже не настолько популярна, и другими сторонами проекта зрители интересуются. О чем и говорит рейтинг шоу на «Кинопоиске»: 6,7 из 10 на основе почти 5 тысяч оценок.
Источник фото: Кадр из сериала