Какие известные советские фильмы покадрово копируют западные?

Какие известные советские фильмы вдохновлялись западными?
Многие из нас помнят их, чуть ли не по кадрам, но не все знают, чем вдохновлялись творцы легендарных советских фильмов.

«Человек с бульвара Капуцинов» (1987) и «Лимонадный Джо» (1964)

Фильм Аллы Суриковой практически покадрово наследует чехословацкий аналог. В «Лимонадном Джо» главного героя зовут, кто бы сомневался – Джо, а в «Человеке с бульвара капуцинов» - Джонни. Оба героя предстают перед зрителем в белом костюме. В обоих фильмах герои мотивируют ковбоев бросить пить виски, заменив напиток на молоко и кефир - в советском фильме, и на колалоковый лимонад - в чехословацком. Так оба фильма показывают хозяина салуна, который несет убытки на фоне новых предпочтений постояльцев. Не стал исключением и образ бандита в черном, который пытается избавиться от заезжих гостей в городе.

«человек
Кадр из фильма «Человек с бульвара капуцинов» 
«Лимонадный
Кадр из фильма «Лимонадный Джо» 

Советский фильм изобилует похожими на «Лимонадного Джо» сценами, от драк в салунах до спадающих от выстрела штанов. Финал же фильмов также одинаков, главный герой и злодей жмут друг другу руки и договариваются о сотрудничестве.

 «Девчата» (1961) и «Сорванец» (1959)

Образ главных героинь обоих фильмов практически одинаковый. Фильмы показывают историю молодых симпатичных девушек, которые трудятся на производстве, в «Сорванце» - это металлургическое предприятие, а в «Девчатах» - лесозаготовочное. Характер девушек же тоже одинаковый, немного легковерные, но строптивые. Обе героини – сироты и живут в общежитиях с другими сотрудницами. В фильмах так же одинаковые любовные линии, которые заканчиваются классическим хеппиендом.

«Девчата»
Кадр из фильма «Девчата» 
«Сорванец»
Кадр из фильма «Сорванец» 

«Гостья из будущего» (1985) и «Война роботов» (1978)

Кто же забудет Алису Селезневу? Но поговорим мы, все же, о другом герое. Робот Вертер полностью вдохновлен итальянским фантастическим фильмом.

«Гостья
Кадр из фильма «Гостья из будущего» 
«Война
Кадр из фильма «Война роботов» 

«Кавказская Пленница» (1966) и «Скутер» (1957)

Любимый многими фильм Леонида Гайдая рассказывает историю про молодого парня Шурика и красавицу-комсомолку Нину, которую похищают по приказу номенклатурного деятеля Саахова, его кунаки – Бывалый, Трус и Балбес. Главные герои фильма во многом похожи на персонажей французского фильма – странноватого парня в очках и молодой красавицы в красном платье. Обе комедии строятся на конфликте главных героев с противниками, а характеры персонажей раскрываются одинаковыми методами. Так же в обоих фильмах главные герои попадают в очень схожие истории, и даже сцены погони очень похожи. В конце фильмов странноватый парень становится героем в, а молодая красавица – его девушкой.

«пленница»
Кадр из фильма «Кавказская пленница» 
Кадр из фильма «Скутер» 

Стоит отдельно рассмотреть образ знаменитой гайдаевской тройки. Бывалый, Трус и Балбес, в исполнении Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова. Данные персонажи очень похожи на образы персонажей американского фильма «Песнь мошенника» 1930 года. Сюжет картины так же происходит на Кавказе и повествует историю бандита Егора, который влюбляется в девушку Веру и решает её украсть. Помогают же ему в этом деле напарники Алибек и Мурзабек.

Кадр из фильма «Песнь мошенника» 

Впервые эти персонажи увидели свет в 1961 году в короткометражном фильме «Пёс Барбос и необычный кросс». Через год вышла в свет вторая короткометражка «Самогонщики». Однако зрители из-за океана, которые видели данные фильмы, могли рассмотреть сходство с другим известным американским трио. С 1922 по 1970 в разных фильмах появлялась группа из трёх комедийных актеров, которая называлась «Три балбеса». Не исключено, что Гайдая создал этих персонажей опираясь на этих актеров. К тому же героя Никулина и вовсе зовут Балбес.

«Ирония судьбы или с легким паром!» (1975)  и «Квартира» (1960)

Американская трагикомедия рассказывает историю работяги Бада, который снимает квартиру в центре Нью-Йорка, недалеко от работы. Что и становится интересным для его начальника, который будучи женатым водит интрижки на стороне и ему нужно место для встреч недалеко от работы. Начальник Бада предлагает ему продвижение по карьере взамен за предоставление его квартиры для утех. Главный герой соглашается и начинает двигаться по карьерной лестнице, хоть и терпит неудобства в связи с жильем. Со временем Бад влюбляется в девушку – лифтершу Френн из своего дома, но он еще не знает, что именно с ней в его квартире и встречается его босс.

Кадр из фильма «Ирония судьбы или с легким паром!» 
Кадр из фильма «Квартира» 

При чем же здесь «Ирония судьбы»? А вот при том, что сходства кроются в образах героев – главными героями обеих картин являются молодые стеснительные мужчины, которые попадают в любовный треугольник с симпатичными девушками и их избранниками. Избранники девушек же по типажу похожи, за небольшими исключениями. В фильмах так же события происходят под Новый год.

«Бриллиантовая Рука» (1968) и «Бей первым, Фредди» (1965)

Датская комедия рассказывает историю мужчины, сошедшего с корабля и схваченного шпионской группировкой, которая приняла его за тайного агента. Схватившие Фредди шпионы даже не подозревают, что он на самом деле – продавец игрушек. Однако с помощью настоящего тайного агента и девушки Сони главному герою удается сорвать планы группировки.

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» 
Кадр из фильма «Бей первым, Фредди» 

В «Бриллиантовой руке» главного героя - советского туриста контрабандисты принимают за перевозчика бриллиантов, и сюжет повествует о неудачных попытках украсть бриллианты, которые спрятаны в гипсовой повязке главного героя.

«Служебный роман» (1977) и «Как избавится от Геленки» (1968)

Знаменитый «Служебный роман» перебрался на экрана с театральной сцены. Изначально по мотивам зарубежного фильма была написана пьеса «Сослуживцы», после чего она была экранизирована. Сюжет советского фильма тесно перекликается с чехословацким, где показаны история убежденного холостяка Петрижчека и девушки со скверным характером и крутым нравом, которые не могут ужиться вместе, но сами не подозревают, что так же не могут друг без друга.

Кадр из фильма «Служебный роман» 
Кадр из фильма «Как избавится от Геленки» 

В обоих фильмах психологический портрет главного героя черствый и безэмоциональный, можно сказать, что образ Людмилы Прокофьевны полностью перекликается с героем чехословацкого фильма – диктором на радио, господином Петражечеком. Они оба одинокие, черствые и холоднокровные, и думают только о работе. В обоих фильмах коллеги по работе - статистик Новосельцев и автор радиопередач для женщин Вики пытаются растопить сердца главных героев, что им и удается в конце, и все завещается хеппиендом

«Собачье Сердце» (1988) и «Собачье сердце» (1976)

В Союзе экранизация повести Булгакова вышла в 1988 году, однако за 11 лет до был снят итальяно-немецкий фильм. Оба фильма практически одинаковы во всем, вплоть до мизансцен и типажей персонажей. Так же советский фильм практически полностью перенимает визуальный стиль предшественника. Некоторые сцены пересняты чуть ли не покадрово, и оба фильма практически дословно цитируют оригинал.

Кадр из фильма «Собачье сердце», 1988 
Кадр из фильма «Собачье сердце» 1976 

«Невероятные приключения итальянцев в России» (1973) и «Этот безумный, безумный, безумный мир» (1963)

Завязка обеих фильмов начинается с того, что один из персонажей перед смертью рассказывает о спрятанных сокровищах. Свидетелями рассказа становится группа абсолютно случайных незнакомых людей. Так же в обоих фильмах точное место расположения сокровищ неизвестно, известны лишь абстрактные ориентиры. В фильмах полиция тайно следит за искателями сокровищ, пытаясь найти их. Кроме того немало схожих сцен, как сцены с погонями, уничтожением заправки или сцены в самолете. Завершаются же истории так же идентично, найденные сокровища оказываются в руках правоохранителей.

Кадр из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России» 

Для истории кинематографа нет ничего страшного в схожести фильмов, ведь история всего человечества, так или иначе связана с копированием или наследованием, потому для нас остается лишь выбрать, какие фильмы нам больше по душе, ведь вдохновляться чем-то – не грех.

6 августа 2023, 18:30