Владимир Меньшов был не в восторге от сценария, созданного Валентином Черных. Режиссеру история показалась неинтересной. Впрочем, кинематографиста зацепила одна деталь – момент, когда главная героиня Катерина заводит перед сном будильник, а звонит он уже через двадцать лет. В итоге Меньшов взялся дописывать литературную основу фильма. Благодаря фантазии Владимира Валентиновича сценарий разжился еще 30 страницами текста.
Цензура сильно «порезала» эпизод свидания главной героини с персонажем Олега Табакова. Чиновники не хотели видеть даже намека на бурный секс. Игру артистов в пикантном эпизоде назвали неубедительной, а происходящее на экране дешевым и низменным.
Владимир Меньшов долго не мог найти идеального актера на роль Гоши. У режиссера пробовались Олег Ефремов, Виталий Соломин, Вячеслав Тихонов, но все впустую. К большой радости Меньшова, по телевизору он увидел фильм «Дорогой мой человек». В нем снимался Алексей Баталов. Баталов, к слову, работать у Меньшова не хотел. Роль слесаря знаменитость не впечатлила. Кинематографисту пришлось долго уговаривать звезду экрана.
Впрочем, упрямство Алексея Баталова сыграло на руку Владимиру Меньшову. Когда родители юной актрисы Натальи Вавиловой отказались отпускать ее на съемки, переубедить их смог только исполнитель роли Гоши. Мама и папа экранной Александры были категорически против актерской карьеры наследницы. Они пророчили ей судьбу дипломата.
Найти идеальную актрису на роль главной героини Катерины тоже долго не удавалось. Владимир Меньшов рассматривал на эту роль Ирину Купченко, Жанну Болотову, Анастасию Вертинскую, Маргариту Терехову и многих других. В итоге выбор остановили на Наталье Сайко, правда, в фильм она так и не попала. Рядом с Баталовым Сайко совсем не смотрелась. А вот Вера Алентова, наоборот, вписалась идеально.
Вахтерши из общежития, в котором жили Катерина, Антонина и Людмила, изначально в сценарии не было. Эту роль написали специально для Зои Федоровой. Для актрисы эта роль стала последней в жизни.
Генсеку Леониду Ильичу Брежневу картина «Москва слезам не верит» пришлась по душе. Поговаривают, что именно положительный отклик от политика предрешил судьбу фильма. Худсовет «Мосфильма» требовал перемонтировать картину, вырезав из нее все скандальные детали. Однако после восторженного отзыва от Брежнева от фильма отстали.
Только за первый год картину Владимира Меньшова посмотрели 85 миллионов зрителей по всему миру. В 1981 году лента была удостоена премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Между тем сам Меньшов насладиться триумфом за рубежом не смог. Его не выпустили из страны. Спустя годы режиссер узнал, что на него лежало два доноса от коллег.
40-й президент Соединенных Штатов Америки, по слухам, смотрел «Москву слезам не верит» восемь раз подряд. В картине политик искал ответы на важные для себя вопросы. Рейган пытался разгадать секрет русской души, чтобы наладить отношения с Москвой.
Источник фото: Кадр из фильма "Москва слезам не верит"