«Вам что-то подсказать?» Почему бесит этот вопрос от продавцов-консультантов
Стиль жизни
Навязчивость консультантов в магазине может отпугнуть даже тех, кто пришел с желанием обязательно купить что-то. Фразы «Могу ли я вам чем-то помочь?» или «Вы ищите что-то конкретное?» у многих вызывают подсознательное желание закрыться и даже легкую агрессию.
И для этого может быть сразу несколько причин. Во-первых, система работы продавцов-консультантов пришла к нам из США и Европы, где такой подход воспринимается банальной вежливостью, даже не требующей серьезного ответа. Но у нас так называемые «маленькие разговоры» не приняты, поэтому и вызывают реакцию отторжения и непринятия. Возможно, когда-то для режущей ухо фразы появится более приемлемый вариант.
А вопрос: «Ищите ли вы что-то конкретное?» и вовсе ставит в тупик, ведь большинство приходит в магазин лишь с примерным представлением о том, чего бы хотелось: что-то к лету, приятный аромат, новые румяна. Покупатель чувствует себя неловко, не зная, что ответить консультанту, да и боится: если назовет что-то, то продавец начнет проявлять слишком много внимания и не даст спокойно, с душой повыбирать.
В некоторых магазинах продавцов учат не бросаться сломя голову к только что вошедшему клиенту, а дать ему время осмотреться и побродить самостоятельно. Идеально, если консультант подходит, когда клиент сам обращается к нему или начинает осматриваться в поисках помощи.
Иногда поход по магазинам — это своего рода медитация, когда человек погружается в свои мысли, а выбор одежды, аксессуаров, косметики — лишь приятный бонус к возможности побыть наедине с самим собой. Если в такой момент с вами заговорит консультант, атмосфера может быть потеряна безвозвратно.
И это тоже вызывает волну внутреннего раздражения. Но точно не стоит демонстрировать его консультанту. Скорее всего, он просто соблюдает требования компании, а они формировались годами и часто предполагают всего две цели: высокие продажи и никакого свободного времени для продавцов. Нет клиентов? Мойте полы. Кто-то зашел? Ходите за ним хвостом, это ведь «точно» расположит к покупке.
Оптимальная стратегия — увидев консультанта, направляющегося к вам, улыбнитесь, и скажите, что обратитесь, если вам понадобится помощь. Поверьте, в этот момент с облегчением вздохнут два человека.