Апостол Павел однажды предсказал, что по небу будут летать железные птицы, которыми будет управлять человек. Так и случилось — по небу и правда летают железные птицы-самолеты. Только вот хвост у некоторых из них почему-то буквой «Т». Почему?
Конечно, смотрится это эффектно. Но не в красоте все дело.
Во второй половине XX века авиаконструкторы начали размещать двигатели в хвосте самолета. А все потому, что он очень уж шумел, из-за чего пугал и причинял неудобства пассажирам.
Чтобы как-то уменьшить шум, было решено перенести двигатель в хвост. Но тут встала другая задача — что делать с горизонтальным стабилизатором? Выкинуть никак нельзя, ведь именно он помогает удерживать самолет во время полета. Тогда как быть?
Вот тут-то и пришли идея конструкции в виде буквы «Т». Горизонтальный стабилизатор просто перенесли наверх. Благодаря этому решению не только от шума избавились, но еще и сделали управление самолетом легче, а также защитили «железную птицу» от повреждений во время взлетов и посадок. Да и во время самого полета стабилизатор защищен от потоков воздуха, исходящих от крыльев и двигателей, так что самолет летит плавно.
Помимо этого двигатель, расположенный в хвосте, засасывает меньше мусора. И, что немало важно, в случае отказа турбовентиляторных двигателей, с Т-образным хвостом самолет практически не разворачивает, так что пилотам легче справиться с этой проблемой.
Сначала «Т-хвост» начали делать на пассажирских самолетах, после внедрили идею и на грузовые. Правда, до сих пор Т-образные хвосты есть далеко не на всех самолетах. Почему?
Несмотря на все свои плюсы, есть и минусы, причем значительные. Самолеты с Т-образным хвостиком сложнее удержать во время очень сильной турбулентности. Да и обслуживать эти двигатели намного сложнее и, как следствие, дороже. Так что чаще всего двигатели можно встретить под крыльями, что считается намного оптимальнее во всех планах.