Тиару-кокошник обожала супруга Александра III Мария Федоровна. Диадема представляла собой ободок с множеством отходящих от него бриллиантовых «лучей». Украшение было универсальным. Его можно было носить самостоятельно, надевать как ожерелье, нашивать на кокошник. Также особую любовь к подобного рода головному украшению питала Александра Федоровна, жена Николая II. Сохранилось множество портретов, на которых последняя российская императрица изображена в русской тиаре.
Сколько именно диадем kokoshnik было в коллекции российского царского дома – точно не известно. На архивных фото, сделанных большевиками, можно увидеть, как минимум две tiare russe. Что случилось с этими головными украшениями неясно. Не исключено, что диадемы были разобраны и проданы по частям.
Это украшение, как считают историки, было создано 1800 году Яковом Дювалем. Для создания тиары использовали чистейшие бриллианты из Индии и Бразилии. Совокупный вес драгоценных камней составлял около тысячи карат. Первой владелицей диадемы бала супруга Павла I, Мария Федоровна. Затем диадема передавалась из поколения в поколение. Начиная со второй половины XIX века ее использовали в церемониях венчания. Августейшие невесты надевали украшение вместе с императорской венчальной короной.
Диадема Марии Федоровны сохранилась до наших дней. Она выставлена в Алмазном фонде Кремля. Это единственная оригинальная тиара, которая официально находится в России.
Диадема «Колосья» также создавалась для императрицы Марии Федоровны. Этот шедевр ювелирного искусства появился на свет в мастерской братьев Дюваль. Тиара состояла из шести колосков с бриллиантами и оплетающих их стеблей льна, также украшенных драгоценными камнями. В центре композиции располагался 37-каратный лейкосапфир, который символизировал солнце.
В 1927 году «Колосья» были проданы на лондонском аукционе «Кристи». Дальнейшая судьба украшения неизвестна. В Алмазном фонде в Кремле есть реплика исчезнувшей диадемы. Она немного отличается от оригинала: в центре бриллиант, а общей размер украшения меньше.
Прекрасное головное украшение было изготовлено по заказу Николая I. Монарх хотел сделать сюрприз жене – Александре Федоровне. Автором роскошной тиары стал придворный ювелир Карл Болин. Диадема была сделана в форме типичного кокошника, в ее центре находился ряд из 25 крупных натуральных жемчужин. И этот шедевр ювелирного искусства попал в руки большевиков и ушел с молотка в Лондоне. С тех пор жемчужная диадема пару раз сменила владельца и оказалась у первой леди Филиппин, Имельды Маркос. Сейчас украшение хранится в Центральном банке Филиппин.
Это 15 бриллиантовых колец, переплетенных между собой. В центре каждой окружности свисает массивная жемчужина грушевидной формы. Тиару создали в мастерской Болина по заказу великого князя Владимира Александровича. Сын Александра II решил сделать подарок для будущей жены — Марии Павловны.
После Февральской революции Владимирская тиара оказалась в сокровищнице британской королевской семьи. Ее купила Мария Текская – бабушка Елизаветы II. Диадема Марии Павловны дожила до наших дней. К ней добавили сменный комплект подвесок с каплевидными изумрудами. Елизавета II обожала диадему из России. Она носила ее и с жемчугом, и с изумрудами, и даже без подвесок.
Большая диадема в форме высокого кокошника была изготовлена придворным ювелиром Яном Готтлибом-Эрнстом. «Родился» этот шедевр ювелирного искусства в начале 1830-х годов. Тиару украшали 113 жемчужин разного размера и множество бриллиантов. Первой хозяйкой диадемы была Александра Федоровна – жена Николая I.
Точно о судьбе диадемы ничего не известно. По слухам, после Революции украшение продали с аукциона. Не исключено, что драгоценное изделие разобрали на части.
Источник фото: Соцсети, AnnKarmin, Кадр "Ютуб", "Инстаграм*", Общественное достояние
*Организация запрещена на территории РФ