Батискафы, которые спускаются на большую глубину, не могут стоить дешевле космического корабля

Владелец компании OceanGate Стоктон Раш показывает свой Titan
Владелец компании OceanGate Стоктон Раш показывает свой Titan
Весь мир в шоке от кадров из «гаража» OceanGate и от уровня технического оснащения «Титана», на котором погибли люди. Стоимость погружения составляла 250 000$, при этом, экстремалы подписывали отказ от претензий.

Подводный мир ничем не отличается от космоса, в который не запускаются корабли сделанные «на коленке». Но если космические корабли продолжают развиваться, в том числе, за счет коммерческих запусков частных автоматических и пилотируемых аппаратов, то глубоководные исследования замерли в конце 80-90 годов прошлого века.

А ведь достижения мировой науки в исследовании океанов были впечатляющие. У истоков батискафостроения стоит Огюст Пиккар, который решил использовать свои наработки по созданию стратостатов для погружения на глубину.

Батискафы, которые могут спускаться на большую глубину, не могут стоить дешевле космического корабля.

Судя по датам развития глубоководных аппаратов, после полета Гагарина все передумали изучать океан, полагая, что космос развивать интересней и прибыльней?

1948 год. Первый батискаф был построен в Бельгии в 1948 году. И в 1954 году он погрузился на глубину 4 176 метров.
70 лет назад с тем уровнем техники, электроники и связи батискаф опустился ниже уровня «Титаника», куда и двинулся «Титан». Останки «Титаника» и «Титана» находятся на глубине 3800 метров.

1953 год. Чуть позже был спроектирован Trieste – батискаф для глубоководных исследований, совместная работа Швейцарии и Италии. Триесте достиг рекордной глубины около 10 911 метров в Бездне Челленджера Марианской впадины 23 января 1960 (!) года.

1961 год. Батискаф «Архимед» - творение французских инженеров, этот аппарат был рассчитан на глубину погружения 9 100 м.

1964 год. Создание второй версии «Триесте», который верой и правдой служил до 1980 года. 16 лет он выполнял различные задачи по исследованию океанов и помогал в поиске потерянной атомной подводной лодки «Трешер».

1966 год. Начинается «эра Элвина», батискафа, который совершил более 5 000 погружений с двумя учеными и пилотом. «Элвин» изучал глубоководные формы жизни, которые умеют справляться со сверхдавлением и передвигаться в полной темноте. Также «Элвин» исследовал обломки Титаника.

«Батискаф
Батискаф Элвин 

«Элвин» сделан из титана и был настоящим прорывом в безопасности погружений. Три члена экипажа могли погружаться на срок до девяти часов на глубину 4500 метров. В чрезвычайной ситуации, если «Элвин» застрял бы под водой с пассажирами внутри, внешний корпус или обшивку подводного аппарата можно было снять и сбросить с помощью органов управления внутри корпуса. Затем титановая сфера поднималась на поверхность.

В 1968 году батискаф был случайно затоплен во время транспортировки, только вторая попытка увенчалась успехом и аппарат был поднят с глубины 1 500 метров и вернулся в строй. После чего «Элвин» прошел масштабную модификацию в 1973, 1986, 2001, 2008 и в 2014 году и работает до сих пор в паре со вспомогательным судном.

1964 год. «Aluminaut». С 1964 по 1970 год выполнял контрактные работы для ВМС США и других организаций, включая морского биолога Жака Кусто.
«Aluminaut» наиболее известен тем, что помог найти потерянную невооруженную водородную бомбу США в 1966 году и участвовал в подъеме «Alvin». Был первым батискафом из алюминия и мог погружаться на глубину до 5 100 метров. После выхода на пенсию Aluminaut был передан в дар Музею науки Вирджинии в Ричмонде, где он находится в постоянной экспозиции.

После этого наступает 20 летний период, когда батискафы перестают строиться. В 1987 году создается «Мир» «Они не экспонаты и могут работать» почему аппараты «Мир», в которых снимал Кемерон надо достать из музеев

2012 год. Глубоководный Челленджер.

Глубоководный Челленджер «Deepsea Challenger»
«Deepsea Challenger» 

«Deepsea Challenger» длиной 7,3 метра, предназначенный для достижения Бездны Челленджера Марианской впадины – самой глубокой из известных точек на Земле. 26 марта 2012 года канадский кинорежиссер Джеймс Кэмерон лично пилотировал корабль для достижения этой цели.

В 2015 году во время транспортировки, грузовик, перевозивший батискаф, загорелся, что привело к повреждению подводного аппарата. В настоящее время Челленджер – музейный экспонат.

В районе 2009-2015 годов появилась информация о разработке китайцами двух батискафов класса Sea Pole, но в настоящее время достоверных данных об этих аппаратах нет. Известна ориентировочная стоимость - 25 миллионов долларов и максимальная глубина - 7 000 метров.

23 июня 2023, 13:30