Эффект Зейгарник: как нас заставляют покупать, смотреть, влюбляться

Эффект Зейграник
Что объединяет Шехерезаду и акции в «Пятерочке»? Психологический феномен — эффект Зейгарник, открытый в начале 20-го века. Именно тогда психолог Блюма Зейгарник во время ужина в ресторане заметила, что официанты помнят неоплаченные заказы, но забывают, что было на столах, где уже закрыли счет.

Блюма и ее учитель предположили, что люди гораздо лучше помнят незавершенные дела. Мозг формирует зависимость и подталкивает человека к действиям, которые помогут закончить дело.

Именно этим пользовалась Шехерезада, всякий раз обрывая сказку для султана на самом интересном месте.

Позже многочисленные эксперименты подтвердили эффект Зейгарник, а опытные маркетологи и коучи внедрили его в свои практики. Скорее всего, с эффектом Блюмы Зейгарник вы тоже сталкивались. Например, во время акций в магазинах, где нужно собрать определенное количество фишек, наклеек или чеков. Пока дело не завершено, покупатель сконцентрирован на том, чтобы довести его до конца, и продолжает покупать, посещая именно этот магазин.

Еще один способ применения эффекта Зейгарник в маркетинге и продажах: квесты. Они активно используются в образовательных приложениях. Всплывающие уведомления напоминают, что совсем скоро вы откроете новый уровень, побьете рекорд, осталось рукой подать. И пользователь не может бросить занятия, мозг требует завершить работу, получить дозу дофамина.

Активно пользуются эффектом в киноиндустрии: если сериал выходит по эпизодам, а не целиком в один день, просмотры увеличиваются. При этом важно соблюдать временные промежутки: если они слишком большие, то человек начинает забывать начатое дело и теряет к нему интерес.

Эффект Зейгарник в обычной жизни

Это одна из немногих манипуляций, которые действительно работают и при этом могут считаться вполне экологичными. Психологи выяснили, что мозг «якорит» человека на том, с кем у него есть общие цели и планы. Поэтому, если хотите, чтобы общение продлилось, а интерес не угасал, стройте совместные планы: «Через неделю надо обязательно сходить на концерт!», «Летом съездим в горы», «Нам нужно вместе ходить на рисование».

Но не забывайте эти планы осуществлять, чтобы создавать новые. Так у вас всегда будет общее неосуществленное дело и не менее яркие воспоминания и опыт на двоих.

8 декабря 2023, 15:30