Многим знакомо выражение «безумен как мартовский заяц» по книге Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес» — эта поговорка была популярна во времена жизни писателя. Мартовский заяц также является символом Остары, дня весеннего солнцестояния.
Еще во времена язычества люди часто отмечали, что в марте зайцы как будто теряют рассудок и отчасти были правы. Весной пробуждаются всё и все, включая, конечно, и зайцев. Пробуждение этих зверей в данном случае — переход от зимнего спокойствия к периоду активного размножения. Влекомый инстинктами заяц становится особенно подвижным, бесстрашным и даже немного безумным: может бесцельно бегать кругами, вдруг пугаться неизвестно чего, бросаться на сородича — что поделаешь, гормоны.
Необычное, бросающееся в глаза поведение мартовского зайца естественным образом превратило его в символ весны и пробуждения. А еще — плодородия.
Есть красивая легенда о том, как богиня Остара нашла замерзавшую в снегу птичку. Чтобы согреть её, Остара укутала птицу в мягкую шубку, и так она превратилась в зайца. Но, вот досада, произошла ошибка: хоть птица и стала зайцем, она по-прежнему продолжала нести яйца. С тех пор в благодарность за своё спасение заяц каждый год преподносит Остаре яйца, символ плодородия и новой жизни, в день прихода весны.
Мартовский заяц по-прежнему остается символом весны во многих европейских культурах. Только теперь он дарит яйца не Остаре, а детям. И не в благодарность, а просто из лучших чувств.