Многим практика оставления чаевых в ресторане кажется избыточной — ведь официанты и так получают зарплату за свою работу, а отнести и принести тарелки не так сложно. Но в некоторых культурах чаевые — обязательное правило хорошего тона. Его соблюдают настолько строго, что иногда вознаграждение официанту даже включают в счёт. Или, по крайней мере, персонал заведения обязательно проводит крайне неодобрительными взглядами невоспитанного клиента, заплатившего только за еду. Но откуда взялась эта традиция?
Как и многими правилами, связанными с этикетом, этому мир обязан англичанам. Версий её происхождения сразу две: приятная и не очень.
Одна из них гласит, что первые чаевые давали…палачам. Так поступали родственники казнённых: они давали деньги палачу, чтобы он лучше и быстрее делал свою работу, не причиняя дополнительных страданий жертве.
Другая вполне пристойна. Британская страсть чаёвничать известна всему миру. Но случалось так, что гости, зашедшие просто на чай, засиживались допоздна и оставались на всю ночь. Тогда утром, уезжая, они оставляли небольшие деньги прислуге в благодарность за дополнительные хлопоты.
Традиция оставлять чаевые, кстати, была и в Москве: в XIX веке в кабаках и ресторанах у обслуживающего персонала не было зарплат. Все деньги, которые они получали, были чаевыми от посетителей. Причём, в некоторых заведениях владельцы могли заставлять подчинённых делиться «заработанным».