Кукла Барби появилась в продаже сразу после 8 марта 1959 года, стоила она тогда три бакса, что даже в старых ценах было очень дешево. Сейчас же базовые модели (звучит, как будто мы пишем про авто, да?) начинаются от 22 долларов.
Первые куклы были намного проще тех, которые появились в в середине 2010-х годов, когда компания выпустила максимально технологичную модель на полностью шарнирном теле и, пойдя на компромиссы с атакующими бодипозитивистами, ввела дополнительно два типа тела кукол, включая пышные формы.
До сих пор каждую секунду продается 3 куклы барби, и это лучшее доказательство, что тезис о лучшем товаре «купил, использовал, выбросил» неверен.
Коллекционеры Барби есть по всему миру и цены на редкие модели (и снова ассоциация с авто) заоблачные и растут каждый год.
С выходом фильма продажи еще выросли, только в РФ часть продавцов отмечали скачек в 44% сбыта в первую неделю после премьеры.
Заклятые подружки: как выглядят «конкурентки» Барби в разных странах
Но вернемся к истории куклы.
Барбара Миллисент Робертс — таково официальное имя игрушки — была абсолютно революционной. Никто и никогда не додумывался сделать игрушку для девочек с чертами взрослого человека. Были пупсы, были куклы-девочки, но только авторы Барби обратили внимание на игры девочек, которые играют в мам, в работу, в моделей, в жен.
Сейчас нам кажется, что идея создания взрослой куклы должна была давно лежать на поверхности, но в шестидесятые годы прошлого века инвесторы в неё не поверили.
Кукла Барби появилась благодаря Рут Хэндлер и ее мужу Эллиоту, они владели компанией, которая занималась багетным производством. Второстепенным направлением было производство игрушек, причем только для мальчиков.
Объективности ради, Рут не придумывала Барби, такая кукла уже существовала, только позиционировалась она как милый подарок для взрослых. Её звали Лилли, она была сделана в стиле пин-ап, который был очень популярен в то время и продавалась она исключительно в табачных (!) магазинах.
И, скорее всего, если бы Рут не позаимствовала идею, Лилли тоже стала бы популярной. У прообраза Барби была тонкая талия, очень внушительный бюст и темные волосы. Мужчины, которые покупали куклу за ярко-выраженную сексуальность, приносили её домой. И рано или поздно дети её находили и начинали играть.
Инвесторы в идею Рут Хэндлер не поверили, но она смогла уговорить мужа и они создали свою версию, менее сексуальную блондинку, которую представили на выставке товаров для детей. Более того, Рут настояла на запуске теле-рекламы Барби. Это было тоже революционным поступком, до этого никто и никогда не рекламировал игрушки по ТВ.
В первый же год компания продала 300 тысяч кукол.
Маркетинговое чутье Рут было отменным. Кроме самой куклы она сразу запустила в производство аксессуары и одежду. Причем обувь, одежда и аксессуары продавались отдельно, и стоили дороже Барби, причем некоторые коллекции в несколько раз дороже. Со временем одежду для Барби начали делать модельеры и дизайнеры крупнейших брендов. Versace, Calvin Klein, Burberry и множество других премиальных брендов запускали коллаборации и коллекции с Mattel.
В 1964 году Mattel выкупила права на Лилли Бильдт: так Mattel перевернула страницу истории Барби на которой было написано, что идея была заимствована.
В 1970 году у Рут Хендлер (создательницы куклы и позже президента компании Mattel) обнаружили рак груди, она перенесла операцию. В тот же временной промежуток акционеры обвинили Рут в убытках компании, после чего ей и мужу пришлось покинуть бренд. После ухода из Mattel Рут Хендлер основала новую компанию, которая изготавливала протезы для груди, а через 15 лет продала ее подразделению фармацевтического и косметического гиганта Kimberly-Clark.
Их отношения – буквально анти-пропаганда семейных ценностей. Кен Карсон – кукла-мужчина появился в 1961 году, но называть его бойфрендом неправильно. Кен позиционируется скорее как поклонник.
Барби и Кен до сих пор не «женаты». Более того, в начале 2000-ых компания объявила, что они расстались, как бы не смешно это звучало. Официально было озвучено, что Барби хотела замуж, а Кен не был готов делать предложение.
У Барби появился бойфренд – серфингист Блейн.
Через 10 лет Кен «понял», что Барби его единственная любовь и Mattel запустила рекламную компанию в виде плакатов «Барби, я хочу, чтобы ты вернулась», «Барби, ты моя единственная любовь», «Барби, мы, может, и пластмассовые, но любовь у нас настоящая!». На День всех влюбленных, в 2011 году пара воссоединилась вновь.
Источник фото: unsplash.com