Вы устаете. За время семестра вы закрываете работы, контрольные и прочие задания, которые наваливаются как снежный ком. Как бы не хотелось сдавать задание сразу после выдачи, это иногда просто невозможно. Поэтому список дел становится все больше. Приложив массу усилий, вы почти избавляетесь от всех накопившихся долгов еще до конца семестра. Чувство удовлетворения дает отдохнуть пару дней, но после начинается предсессионная гонка. Снова надо выкладываться по полной, а сил уже не так много.
Вы нервничаете. По разным предметам копятся работы. Они отличаются по содержанию, сложности, времени, которое на них необходимо потратить. В итоге каждый предмет становится отдельным центром внимания, который постоянно следует держать в голове. В противном случае может оказаться так, что по двум курсам ни одного «хвоста», а по третьему - 10 не сданных лабораторных.
Ситуация осложняется более мелкими деталями, например, графиком сдачи работ, отношениями с преподавателем, уровнем личной подготовки. В результате студент находится в состоянии постоянного стресса, пытаясь уследить за всем.
Вы выгораете. Постоянная не спадающая нагрузка выматывает. Чувство удовлетворенности, возникающее при сдаче старых работ, быстро нивелируется появлением новых. Конечная цель, диплом, часто кажется слишком далекой, чтобы мотивировать.
Даже если направление обучения было вашей мечтой, почти наверняка вы столкнетесь с предметами, которые будете считать бессмысленными. Причины могут быть разные: устаревшая программа подготовки, сложности в понимании материала, алогичная структура курса, трудный в понимании или общении лектор. Посещение этих пар превращается в постоянное истощающее превозмогание, что может привести к полному исчезновению желания учиться.
Вы паникуете. Конечно, это индивидуально для каждого учащегося. Некоторые могут с невозмутимым лицом пройти все обучение в вузе. Но у многих даже на старших курсах слово «сессия» вызывает чувство дискомфорта. Для первокурсников же первые зачеты и экзамены могут превратиться в серьезное испытание на прочность. Опять нужно распределить время, оценить, сколько времени на подготовку понадобится к каждому экзамену.
Заметим, что раньше мы не упоминали жизнь вне учебы, хотя она также влияет на общее состояние. Например, когда все вокруг празднуют Новый год, а студент из-за праздничного стола пересаживается за рабочий и готовится к сдаче в первых числах января - это удручает.
Мам, нам надо поговорить. Конечно, набор дежурных фраз здесь не подойдет. Если разговаривать с подростком шаблонно, он это быстро заметит и может перестать делиться переживаниями. Чтобы лучше понять чадо, вспоминайте свои ощущения: неужели вам было просто учиться? Будучи студентом иногда очень хочется просто выговорить все то, что накопилось в душе. Так помогите ребенку в этом, будьте готовы выслушать и искренне поговорить.
Отмахнувшись от проблем ребенка, сказав «ты такой не первый», «это все ерунда, настоящие трудности они в другом», вы обесцените все его переживания. Да, все проходят через нервотрепку во время экзаменов, но это не значит, что ваше чадо не должно волноваться на эту тему.
Я не знаю, как с этим справиться. Спросите, что волнует студента, какие дела еще нужно сделать до экзаменов, сколько нужно времени на подготовку. Из-за количества задач в голове, кажется, будто успеть все невозможно. Обсудив с ребенком количество и дедлайны заданий, вы поможете ему выставить их по приоритетам. Планирование - один из важнейших навыков, которым учит вуз. Конечно, никто не сможет распределить время вашего отпрыска лучше его самого. Но иногда установить последовательность действий проще в разговоре, а жизненный опыт, которого у вас больше, может помочь найти подходы к любой задаче.
Я не успеваю подготовиться. Да, пойти сдать пресловутый зачет вместо отпрыска вы не можете. Но помочь ему в подготовке не так сложно. Например, предложите погонять его по вопросам из билетов. Задайте сыну или дочери вопрос из списка, и пусть он на него ответит. Из его слов вы можете не понять ни слова, но он сам заметит места, в которых чувствует себя неуверенно, и сможет доучить.
Иногда на экзамены разрешают приносить конспекты лекций. А ваш ребенок, как назло, пропустил половину пар. Попросить конспекты у одногруппников - не проблема, но переписать все - слишком времяемко. Начать стоит с понимания, стоит ли вообще заниматься конспектами, или лучше потратить время на заучивание. Если стоит - можно предложить взять на себя нудное переписывание из одной тетрадки в другую. В это время студент сможет вникать в материал и нормально готовиться.
А что, если я не сдам? С годами к стрессу от экзаменов вырабатывается привычка. Но нервозность присутствует почти всегда. Неудивительно, что паника может застилать глаза студенту, и он будет в ужасе рисовать себе картины заваленной сессии, отчисления и прочего. Но не так страшен черт, как его малюют. Заваленный экзамен - это не конец света, нужно это понимать и при необходимости напоминать ребенку. Обсудите с чадом, что может произойти, если сессия пойдет не по плану. В панике мы боимся чего-то абстрактного, не учитывая степень вероятности пугающих событий. Но если обозначить в голове потенциальные последствия без излишнего драматизма, тут же станет спокойнее - не все так страшно. Не сдашь сегодня - подготовишься лучше, ответишь на пересдаче.
И последнее: не критикуйте ребенка за оценки. Циферки в зачетной книжке не являются объективной оценкой реальных знаний студента. Знания в голове на «Отл» по мановению руки уставшего и злого преподавателя на третьем часу сдачи превратятся в «Удовл». Ваш ребенок на это никак не сможет повлиять. Разумеется, не стоит скатываться в крайность «лишь бы сдать». Но следует учесть, что всегда есть фактор простого везения.
Источник фото: freepik.com